Отчет о результатах самообследования (4)
ОТЧЕТ о результатах самообследования ГБУДО «ООДТДМ им. В.П. Поляничко» за 2015/2016 учебный год
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ 1. Полное наименование образовательной организации в соответствии с Уставом: Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодѐжи им. В.П. Поляничко». Сокращѐнное наименование бюджетного учреждения: ГБУДО ООДТДМ им. В.П. Поляничко.
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ООДТДМ им. В.П. ПОЛЯНИЧКО В Концепции развития дополнительного образования детей (утв. Правительством РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р) определена миссия дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства. Дополнительное образование рассматривается как непрерывный процесс саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности.
В соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» и приоритетами развития системы дополнительного образования детей в Оренбуржье ООДТДМ сегодня является образовательной организацией, осуществляющей в качестве основной цели образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам; инновационной площадкой для формирования ценностей, мировоззрения, гражданской идентичности подрастающего поколения, адаптивности к темпам социальных и технологических перемен, основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Организационно-правовую основу составляют: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ), Конвенция о правах ребенка, Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р), «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008), Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р), Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41), Закон Оренбургской области «Об образовании в Оренбургской области» (от 06.09.2013 N 1698/506-V-ОЗ), Устав ООДТДМ, лицензия на образовательную деятельность №1156 от 08.10.12 министерства образования Оренбургской области, локальные акты.
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В 2015/16 уч. году в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» ООДТДМ осуществляет обучение и воспитание детей и молодежи в процессе реализации дополнительных общеобразовательных программ по следующим направленностям:
Также реализуется дошкольное образование в группах кратковременного пребывания детей. В ООДТДМ действует около 2 тыс. творческих объединений и групп, где занимаются около 16 тысяч человек в возрасте от 3 до 30 лет, в том числе учащиеся с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 7 до 30 лет. Наибольшее количество учащихся занимаются в объединениях социально- педагогического (44,1%) и художественного направлений (41,5%). Сведения о распределении детского контингента по направлениям образовательной деятельности
Сведения о детском контингенте ООДТДМ по возрасту и полу (учет детей, занимающихся в одном объединении по форме №1-ДО) Учебный план ООДТДМ разработан в соответствии с Федеральным Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41). Уставом ГБУДО ООДТДМ им. В.П. Поляничко, локальными актами. Учебный план ООДТДМ на 2015/16 учебный год – регламентирует организацию образовательного процесса, определяет количество часов на реализацию дополнительных общеобразовательных программ по изучаемым дисциплинам в неделю с указанием:
Занятия проводятся согласно расписанию, которое составлено с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха учащихся, и утверждено в начале учебного года директором ООДТДМ им. В.П. Поляничко.
В ООДТДМ занимаются учащиеся дошкольного, начального, среднего и старшего школьного возраста, а также молодежь в возрасте до 30 лет. Занятия проводятся как в одновозрастных, так и в разновозрастных группах. При формировании групп учитываются возрастные особенности детей. ХАРАКТЕРИСТИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В 2015/16 учебном году реализуются 119 дополнительных общеобразовательных программ следующих направленностей:
В рамках реализации внеурочной деятельности (ФГОС) реализуются 2 дополнительные общеобразовательные программы. Динамика количества реализуемых программ по уровню реализации Реализуемые дополнительные общеобразовательные программы ООДТДМ по уровню усвоения являются общеразвивающими, в их числе профессионально-ориентированные программы, направленные на поддержку и развитие одаренных и талантливых учащихся, детей с ограниченными возможностями здоровья. Сведения о распределении количества реализуемых программ ООДТДМ по сроку реализации Среди реализуемых дополнительных общеобразовательных программ и образовательных проектов можно выделить: СОДЕРЖАНИЕ И КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ Согласно ст.75 п.4 Федерального Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ) содержание дополнительных общеобразовательных программ и сроки обучения по ним определяются самой программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Перечень образовательных услуг в ООДТДМ на 2015/16 учебный год разработан с учетом запроса учащихся и их родителей, социума, общества, государства. Сведения о количестве реализуемых дополнительных общеобразовательных программ, числе объединений, численности занимающихся в объединениях по направлениям деятельности ООДТДМ осуществляет и очно-заочную образовательную деятельность. Примером этому служит деятельность областной очно-заочной школы «Лидер», в которой обучаются учащиеся 13-18 лет в течение 2-х лет. Формы организации образовательного процесса в Школе: сессии (очные), дистанционное консультирование, самообразование. Динамика участия детей в обучающих мероприятиях ООДТДМ Для отслеживания результатов деятельности учащихся в творческих объединениях ООДТДМ проводятся тестирование, контент-анализ творческих работ, отчетные концерты, контрольные работы, аудирование, презентации, защита творческих проектов, олимпиады, выполнение контрольных нормативов, открытые занятия для педагогов и родителей, показательные выступления спортивных и танцевальных коллективов, контрольные срезы, творческие экзамены и др. Сводная таблица качества освоения дополнительных общеобразовательных программ Как показал анализ освоения учащимися дополнительных общеобразовательных программ, не освоивших программы среди учащихся нет. Достаточный уровень освоения теоретических знаний и практических навыков у подростков 11-15 лет составляет максимальный показатель (67,4%/, 66% соответственно). Чуть ниже процент освоения теоретических знаний у дошкольников (61,5%) и младших школьников (62%), к тому же он преобладает над практическими показателями.
По итогам контроля было выявлено, что во всех структурных подразделениях ООДТДМ учебная документация образовательного процесса ведется в соответствии с предъявляемыми требованиями. ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В соответствии с Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов приоритет в данном направлении отводится внедрению активных мер поиска и поддержки талантливых детей и молодежи. Динамика участия учащихся ООДТДМ в областных мероприятиях Среди ежегодных областных массовых мероприятий, организованных ООДТДМ, наиболее масштабные:
Стабильная результативность участия детей и молодежи ООДТДМ им. В.П. Поляничко во всероссийских и международных конкурсах, слетах, фестивалях является одним из показателей эффективной деятельности педагогического коллектива.
Активность учащихся в конкурсном движении и их достижения являются показателем высокого качества предоставляемых ООДТДМ дополнительных образовательных услуг.
РАБОТА ООДТДМ В ЛЕТНИЙ И КАНИКУЛЯРНЫЙ ПЕРИОДЫ При организации летнего отдыха 2015 года педагогическим коллективом ООДТДМ было особое внимание уделено вопросам патриотического и духовного воспитания подрастающего поколения; пропаганде здорового образа жизни; развитию отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков на системной основе; проведению походов, экскурсий с целью изучения отечественной истории. В целях обеспечения содержательного отдыха учащихся в загородных оздоровительных лагерях были организованы смены с профильным (образовательным) компонентом, творческие объединения и спортивные секции, проведены массовые спортивные и досуговые мероприятия. В течение летних каникул на базе Дворца работал областной консультационный пункт «Дополнительное образование в вопросах и ответах» для педагогических работников по направлениям деятельности УДО. Всего проведено более 80 консультаций.
В дни летних каникул учащиеся ООДТДМ активно участвовали и стали призерами различных мероприятий всероссийского и международного уровней:
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ООДТДМ имеет трехуровневую структуру управления (государственное, коллегиальное, административное), которая осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом ООДТДМ, локальными актами.
СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРАХ На 1 января 2016 г. кадровый состав Дворца – 367 работников, из них основных – 336 (92%), совместителей – 31 (8%); 75% - с высшим профессиональным образованием, 16% - со средним профессиональным; 26% - с высшей квалификационной категорией, 31% - с первой. Сведения об уровне образования
В соответствии с Порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (Приказ Минобрнауки РФ от 24.03.10 №209) педагоги ООДТДМ в 2015/16 учебном году проходили обучение на курсах профессиональной переподготовки «Актуальные вопросы дополнительного образования и воспитания» в Институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ОГПУ (24 педагога дополнительного образования), участвовали в дистанционных курсах «Профилактика аддиктивного поведения молодежи» (20 педагогов дополнительного образования, методистов). Сведения о стаже работы, возрасте работников ООДТДМ
УЧАСТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ООДТДМ В МЕТОДИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЯХ За отчетный период ООДТДМ было организовано и проведено 34 областных методических мероприятий для педагогических работников УДО и ОО области. Сведения о количестве мероприятий для руководящих и педагогических кадров Оренбургской области по формам организации Различные по форме и содержанию методические мероприятия дают возможность каждому педагогу повысить свое профессиональное мастерство без отрыва от основной образовательной деятельности. В качестве примера можно привести:
ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ООДТДМ им. В.П. ПОЛЯНИЧКО Координацию работы ООДТДМ по программно-методическому и научно-методическому обеспечению образовательного процесса осуществляет научно-практическая лаборатория «Поиск» и методисты структурных подразделений.
С целью изучения деятельности УДО и оказания методической помощи по имеющимся затруднениям, областным Дворцом им. В.П.Поляничко проведены выездные мероприятия в 21 территорию области: гг. Бугуруслан, Бузулук, Кувандык, Новотроицк, Орск, Беляевский, Домбаровский, Матвеевский, Октябрьский, Сакмарский, Соль-Илекский, Тюльганский районы и др.). Всего было организовано более 30 выездов с участием свыше 90 специалистов ООДТДМ (руководителей и методистов).
БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООДТДМ им. В.П. ПОЛЯНИЧКО В целях информационно-методического обеспечения образовательного процесса ООДТДМ выпускает периодическое издание – научно-методический журнал «Внешкольник Оренбуржья» с приложениями.
Приложением к научно-методическому журналу «Внешкольник Оренбуржья» издается «Библиотека «Внешкольника Оренбуржья» для руководителей образовательных учреждений, педагогов дополнительного образования, методистов и студентов.
Выпущены традиционные сборники серий:
За отчетный период в ООДТДМ издано 11 номеров газеты для детей и родителей «Семья+». ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В Оренбургском областном Дворце творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко созданы условия для поддержки развития процесса информатизации учреждений дополнительного образования детей Оренбургской области.
С 2011 года Дворец работает с ЭЦП (электронная цифровая подпись).
Информационно-техническое обеспечение образовательного процесса ООДТДМ Общая площадь Дворца – 4 488,3 кв.м., в том числе площадь учебных кабинетов – 1 499,8 кв. м. (33,4%).
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ООДТДМ им. В.П. ПОЛЯНИЧКО В ООДТДМ на основе федерального и регионального законодательства разработаны локальные нормативные документы по обеспечению безопасного доступа учащихся в сеть Интернет.
2. Региональный образовательный портал «Внешкольник.ru» (http://vneshkolnik.ru/), обеспечивающий информационно-методическую поддержку организациям дополнительного образования детей области и русским школам и центрам других стран в проведении международных конкурсов для детей, международных семинаров и конференций для педагогов. Статистика посещения Интернет-ресурсов ООДТДМ им. В.П. Поляничко В диаграмме представлена статистика посещений Интернет-ресурсов ООДТДМ им. В.П. Поляничко. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ Неотъемлемым направлением в деятельности ООДТДМ является выстраивание тесного взаимодействия с родительской общественностью. Процесс активного внедрения современных форм и методов взаимовыгодного и эффективного партнерства, направленного на успешную социализацию ребенка позволяет достигнуть плодотворного сотрудничества.
Традиционными мероприятиями в данном направлении являются дни открытых дверей, которые проводятся в конце августа – начале сентября ежегодно. Отлажена система просветительской и консультативной работы с родителями. Индивидуальное и групповое консультирование родителей по вопросам воспитания и образования проводят психолог и педагоги дополнительного образования («Мы вместе против проблемы, но не против друг друга», «Азбука закаливания», «Организация семейного досуга», «Перспективы роста спортивного мастерства учащихся» и др.). ЗАКЛЮЧЕНИЕ Самообследование деятельности ООДТДМ им. В.П.Поляничко за 2015/16 учебный год в целом показало положительную динамику качественных изменений работы. Используя внутренние ресурсы, решаются многие проблемы, связанные с функционированием и развитием учреждения. Внедряются новые виды и формы деятельности, разрабатываются новые направления, структурируются и углубляются ранее разработанные.
Отчет о результатах образовательной деятельности за 2012/13 год
за 2012/13 учебный год
В социально-экономической стратегии России на период до 2020 года («Стратегия–2020: Новая модель роста – новая социальная политика») подчеркнута мысль о том, что на протяжении многих десятилетий одним из самых мощных внешкольных факторов социализации и воспитания юного россиянина была система дополнительного образования детей. Востребованность системы дополнительного образования детей со стороны потребителей (детей, родителей, педагогов) объясняется возможностью осуществления выбора направлений собственного личностного развития. В ООДТДМ им. В.П. Поляничко свыше 6953 детей и молодежи в возрасте от 3 до 25 лет занимаются более чем в 526 творческих объединениях, из них 37% мальчиков 63% девочек. По сравнению с прошлым годом, количество воспитанников увеличилось на 603 человека. Анализ возрастного состава воспитанников показал, что доля детей в возрасте 10-14 лет значительно выше (35%), чем воспитанников других возрастов. Такая тенденция возможно связана с тем, что именно в данном возрасте у подростков особо активизируется познавательная деятельность и стремление к самоопределению в выборе направлений собственного личностного развития.
Программно-методическое обеспечение
Произошло качественное изменение содержания образовательного процесса во Дворце по сравнению с предыдущими учебными годами. Активное внедрение современных технологий в педагогическую деятельность потребовало пересмотра программного обеспечения ООДТДМ. Начиная с 2009 года в учебный процесс активно внедряются экспериментальные образовательные программы. В связи с этим на смену типовым программам пришли адаптированные, их количество увеличилось с 2009 года в два раза. Таким образом, основную часть реализуемых во Дворце образовательных программ на сегодняшний день составляют:
Данные показатели являются стабильными на протяжении последних трех лет. В настоящее время во Дворце разработано и реализуется 140 программ дополнительного образования (2010/11 – 124; 2011/12 – 127 программ), основанные на использовании элементов личностно-ориентированных педагогических технологий, совершенствования дидактического и методического материалов, элементов проектной методики, теории решения изобретательских задач и др. Анализ направленностей программ с 2010 по 2013 гг. свидетельствует о том, что ведущими направлениями образовательной деятельности учреждения, по-прежнему остаются художественное (44,3%) и социально-педагогическое (35,7%). Наименьший спрос имеют естественно-научное (0,7%), эколого-биологическое (0,7%) и спортивно-техническое (0,7%) направления. Данная тенденция складывается исходя из спроса и социального заказа на образовательные программы; учитываются интересы детей, потребности семьи, социальный заказ образовательных учреждений города и области. Среди общего количества преобладают программы среднего уровня реализации. В то же время можно отметить тенденцию увеличения количества разноуровневых программ, что связано с внедрением в образовательный процесс Дворца комплексных инновационных форм деятельности.
Уровни реализации дополнительных образовательных программ (количество в %):
По уровню освоения во Дворце преобладают общеразвивающие дополнительные образовательные программы, в то же время ведется активная разработка специализированных и профессионально-ориентированных программ, предназначенных для поддержки и развития одаренных и талантливых воспитанников, а также детей с ограниченными возможностями здоровья. Также с 2010 по 2013 год отмечается тенденция преобладания долгосрочных программ (от 1 года до 3 лет и более) над краткосрочными (до 1 года), т.к. активно идет процесс создания современных образовательных комплексов, предполагающих реализацию долгосрочных программ (2010/11 – 95,2%; 2011/12 – 95,2%; 2012/13 – 93,6%).
Сроки реализации дополнительных образовательных программ (количество в %):
На сегодняшний день в ООДТДМ реализуется 25 программ дополнительного образования детей со сроком реализации от 5 и более лет. В перспективе планируется совершенствовать работу по созданию таких долгосрочных образовательных программ. Таким образом, программное обеспечение образовательного процесса Дворца направлено на оптимизацию, высокое качество дополнительных образовательных услуг, их соответствие потребностям личности, общества и государства; обновление форм и содержания образовательной деятельности во всех структурных подразделениях Дворца. Основными формами контроля полноты реализации дополнительных образовательных программ в 2012/13 учебном году были:
Комплекс мероприятий в данном направлении позволяет констатировать, что полнота реализации программ за 2012/13 учебный год по Дворцу в целом составляет 96,4 %. Широкий спектр образовательных программ на данный момент достаточно в полном объёме удовлетворяет образовательные потребности потребителей (родители, дети и т.д.). Показательным является тот факт, что программы педагогов Дворца систематически участвуют в областном (2010 г. – 7 программ; 2012 г. – 9) и всероссийском конкурсах авторских образовательных программ дополнительного образования детей и получают звания лауреатов (2010 г. – 4 областного, 1 Всероссийского уровня; 2012 г. – 2 областного уровня). Во Дворце активно проводится экспертиза содержания методической продукции, образовательных программ и эффективности их реализации. Данный процесс координирует научно-методический совет (НМС) ООДТДМ, в состав которого входят ученные, опытные методисты и педагоги дополнительного образования, руководители учреждения. За 2012-2013 учебный год НМС ООДТДМ утверждены программно-методические материалы в количестве 68 единиц: 26,5% от общего числа составляют программы дополнительного образования (18) и 73,5% - другая методическая продукция (50). Программы дополнительного образования, утвержденные НМС в 2012-2013 учебном году, имеют художественную (41,2%), социально-педагогическую (47%), естественнонаучную (5,9%) и научно-техническую (5,9%) направленности и рассчитаны на все возрастные категории (дошкольники, начальный, основной и средний возраст воспитанников). За прошедший учебный год разработаны образовательные программы в структурных подразделениях: «ОМХО» (5 программ), «СТО» (3), «Истоки» (3), НПЛ «Поиск» (2) и «Рабочая смена» (2), по одной программе - отделы «ЦИО», «Панорама», «Лидер». Также утверждена комплексная дополнительная образовательная программа «Дошкольник» (Истоки). Методическая продукция включает: информационные сборники, методические рекомендации, сборники материалов, проекты, каталоги, концепции и положения сайтов и др. Активность в разработке данных материалов проявили следующие отделы: НПЛ «Поиск» (26), «ЦМО» (5), «Визит» (5), «Истоки» (4), «Эстетика быта» (3),«ЦИО» (3).
Поддержка талантливых детей и молодежи
Приоритет деятельности ООДТДМ им. В.П. Поляничко в соответствии с Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов – внедрение активных мер по поиску и поддержке талантливых детей и молодежи. В 2012/13 учебном году Дворцом при поддержке министерства образования было проведено 80 массовых мероприятий, в которых приняли участие более 180 000 ребят. Среди них наиболее яркие массовые мероприятия:
Примером внедрения современных форм в процесс проведения массовых мероприятий являются дистанционные конкурсы с использованием информационных технологий. В 2012/13 учебном году таких конкурсов проведено 18, в них приняли участие более 162 000 человек. В том числе в:
На протяжении последних двух лет активное участие в областных дистанционных конкурсных мероприятиях принимают воспитанники УДОД и учащиеся общеобразовательных учреждений гг. Орска, Оренбурга, Абдулинского, Александровского, Переволоцкого, Сакмарского, Тюльганского районов.
Нравственное и гражданское воспитание
Вопросы культурного и нравственного воспитания детей, формирования взаимоуважения и толерантности – в приоритете деятельности педагогического коллектива ООДТДМ. Традиционным, но не утратившим интереса со стороны детей и взрослых, является ежегодный областной слет активистов детского движения милосердия «Нести добро и радость людям», в финале которого в 2013 г. участвовало 50 воспитанников из 7 территорий области. Дворец также является активным партнером Оренбургского областного отделения «Российский детский фонд» в рамках проекта «Добра связующая нить» по содействию в реализации правового статуса детей и молодых людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности и их семей. Формирование активной гражданской позиции старшеклассников через развитие ученического самоуправления – одно из приоритетных направлений деятельности ООДТДМ. Областной ученический совет в тесном взаимодействии с ООДТДМ ежегодно проводит:
На формирование социально-активной, компетентной личности направлены:
Участие воспитанников во всероссийских и международных массовых мероприятиях
Одним из критериев эффективной деятельности педагогического коллектива является стабильный рост результативности участия воспитанников ООДТДМ во всероссийских и международных конкурсах, слетах, фестивалях. Если в 2011/12 учебном году в мероприятиях такого уровня (97 мероприятий) участвовало 1159 человек, из которых 56% стали победителями, то в 2012/13 учебном году (91 мероприятие) из 880 участников 58% удостоились званий лауреата и призера (не учитывая летний период 2013 г.). С учетом мероприятий, которые будут проходить в июне-августе 2013 г., эти показатели станут значительно выше.
Повышение профессиональной компетентности кадров
В 2012-2013 учебном году в ООДТДМ работает 464 педагога (на 1 января 2013г.), из них:
Одним из важнейших средств оценки и развития профессионализма педагогических работников является аттестация. Первая и высшая квалификационные категории предъявляют более высокие требования к качеству решения профессиональных задач. Среди педагогических работников ООДТДМ им. В.П.Поляничко:
Повышение качества образовательного процесса и рост уровня профессиональной компетентности каждого педагога напрямую зависит от грамотно выстроенной системы методических мероприятий. В течение 2012/2013 учебного года для педагогических и руководящих работников по вопросам воспитания и дополнительного образования детей было проведено более 37 научно-практических семинаров, совещаний, мастер-классов, стажерских площадок (из них выездных - 9) с общим охватом 2377 человек, среди которых:
Особую активность в выездных мероприятиях по территориям области с целью оказания методической помощи проявили отделы: «НПЛ Поиск» (10 мероприятий, 16 педагогов), «Рабочая смена» (7 мероприятий, 11 педагогов), «Истоки» (5 мероприятий, 6 педагогов), «Панорама» (4 мероприятия, 10 педагогов), «Лидер» (4 мероприятия, 5 педагогов), «Эстетика быта» (2 мероприятия, 5 педагогов). В рамках тематики проведенных методических мероприятий выпущены методические рекомендации, пособия, сборники материалов:
Проведено более 900 консультаций для руководящих и педагогических работников УДОД области. Продолжает свою деятельность региональный дистанционный образовательный методический центр «Инноватика», основной целью которого является обеспечение качественного роста профессиональной компетентности и творческого потенциала методистов учреждений дополнительного образования детей Оренбургской области. Участие в обучении (с 2011 года) приняли 50 методистов УДОД области. Ежегодно с сентября по декабрь в Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко проводит совместно с кафедрой педагогики дополнительного образования ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет» Международную научно-практическую интернет-конференцию «Образование: вчера, сегодня, завтра». В работе интернет-конференции приняли участие работники системы образования (2010 г. – 45; 2011 г. –143; 2012 г. –193), среди них: преподаватели высших и средних профессиональных учебных заведений, педагогические и руководящие работники дошкольных учреждений, средних общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования детей, – представители субъектов Российской Федерации и стран СНГ.
Областные педагогические конкурсы
Возможность для выявления, изучения, поддержки и распространения передового опыта в системе дополнительного образования детей Оренбургской области предоставляют различные педагогические конкурсы, организатором которых является ООДТДМ. Конкурсный отбор УДОД, активно внедряющих инновационные образовательные программы на грант Губернатора проводится ежегодно с 2009 года. По итогам конкурсного отбора гранты Губернатора получили 20 УДОД из: Акбулакского, Кувандыкского (2), Новоорского, Сорочинского, Тоцкого, Тюльганского, ЗАТО «Комаровский» районов и гг. Бугуруслан, Бузулук, Медногорск, Новотроицк, Оренбург (3), Орск (3), Сорочинск (2). Число участников в конкурсном отборе ежегодно не превышает 13-15 учреждений. Вместе с тем, УДОД Абдулинского, Асекеевского, Беляевского, Бузулукского, Гайского, Илекского, Матвеевского, Светлинского, Северного, Шарлыкского районов не заявляли о своем участии в данном конкурсе. В целях выявления талантливых педагогов дополнительного образования области, распространения ценного педагогического опыта проводится конкурс профессионального мастерства педагогов дополнительного образования системы образования «Сердце отдаю детям». Впервые в 2013 году этот конкурс проведен в новом статусе – на соискание премии Губернатора Оренбургской области. Анализ проведения конкурса показал, что увеличилось количество участников конкура (2009 г. – 37, 2011 г. – 38, 2013 г. – 41) и территорий (2009 г. – 21, 2011 г. – 23, 2013 г. – 29). Значительно возросло внимание муниципальных органов управления образованием к системе дополнительного образования детей и ее кадровому формированию. Активно участвуют в областном Конкурсе педагоги дополнительного образования г.г. Бугуруслана, Бузулука, Новотроицка, Оренбурга, Орска, Сорочинска; Адамовского, Абдулинского, Кувандыкского, Новосергиевского, Переволоцкого, Саракташского, Сорочинского районов (с 2001 г.); педагоги Домбаровского, Сакмарского районов и г. Медногорска (с 2009 г.). Впервые принимали участие в Конкурсе педагоги из Грачевского, Кваркенского, Ташлинского районов. Необходимо отметить, что в трех последних конкурсах звание лауреата были удостоены педагоги ЦРТДЮ г. Оренбурга (2009 г.; 2011 г.; 2013 г.), ЦДТ Сорочинского района (2009 г.; 2011 г.; 2013 г.); в двух конкурсах – педагоги ДПШ Кувандыкского района (2011 г.; 2013 г.), МЦДОД г. Оренбурга (2009 г.; 2011 г.). Лауреатами конкурса педагогов дополнительного образования системы образования в 2013 году признаны педагоги из УДОД городов Оренбург, Орск и Кувандыкского, Саракташского, Сорочинского районов.
Центр поддержки классного руководителя
Работа по научно-методическому обеспечению процесса повышения профессионального статуса классного руководителя на системной основе организована и поддерживается Центром поддержки и научно-методического сопровождения деятельности классного руководителя ООДТДМ им. В.П. Поляничко. В системе общего образования Оренбургской области работают более 12,5 тыс. классных руководителей, из них около 40 % – в городских образовательных учреждениях. В целях изучения регионального опыта деятельности методических объединений классных руководителей, поиска эффективных механизмов и оптимальных моделей повышения социального и профессионального статуса классного руководителя министерством образования Оренбургской области, Центром поддержки и научно-методического сопровождения деятельности классного руководителя ООДТДМ им. В.П. Поляничко в 2013 г. проведен областной конкурс «Классный руководитель: личность и профессионал (портфолио лучшего классного руководителя» (сентябрь 2012 – январь 2013). На конкурс были представлены 79 материалов из 26 территорий области. По итогам конкурса, жюри отметило высокий уровень содержания и качества оформления портфолио классного руководителя Степановой Татьяны Вячеславовны (МОБУ «Гимназия №4», г. Оренбург). Обобщен опыт классных руководителей и педагогов дополнительного образования г. Орска, Тюльганского и Северного районов по повышению информационной грамотности классных руководителей ОУ области. Классные руководители общеобразовательных учреждений области активно пользуются Интернет-сайтом «Классный руководитель XXI века» (действует с 2008 года на портале ООДТДМ им. В.П. Поляничко). Ежемесячно сайт посещает более 15 тыс. пользователей. Актуальным направлением деятельности Центра поддержки и научно-методического сопровождения деятельности классного руководителя остается работа областного консультпункта. Только по вопросам организации внеурочной деятельности в период с сентября 2012 г. по май 2013 года было проведено более 100 консультаций в очной и дистанционной форме. Методические рекомендации по организации повышения профессионального мастерства классных руководителей региона опубликованы в журнале «Классный руководитель» (г. Москва, 2013 г. № 1) издательства «Народное образование». Центром проводится целенаправленно и в системе работа по формированию информационной грамотности педагогов Дворца и ОУ области. На областном научно-практическом семинаре для руководителей районных (городских) и школьных методических объединений классных руководителей «Профессиональные компетенции классного руководителя как основа повышения качества воспитательной работы в современной школе» широко были представлены вопросы:
Деятельность по развитию информационной грамотности педагогов области обеспечивается программно-методическими материалами по вопросам использования ИКТ в организации воспитательного процесса в школе и классе. Данные материалы разрабатываются методистами и педагогами образовательных учреждений области под руководством Центра. Ежегодно во все образовательные учреждения Оренбуржья направляются методические рекомендации к августовскому совещанию педагогов, где обязательно представлены вопросы:
На сайте «Классный руководитель XXI века» размещены:
Информационная безопасность
На заседании круглого стола «Твой Интернет – твоя безопасность» (декабрь 2012 года), участниками которого были воспитанники ООДТДМ, педагоги, родители, специалисты УМВД России по Оренбургской области, экстренной психологической помощи по телефону «Городской телефон доверия», Центра психологии «МАЛАХИТ», компании «УФАНЕТ», заинтересованно и активно обсуждались вопросы формирования навыков информационной безопасности в современной телекоммуникационной среде (правила безопасной работы в сети Интернет, виды компьютерного мошенничества, психологическая безопасность подростков всети Интернет и др.). Педагогическим коллективом ООДТДМ им. В.П. Поляничко разработана программа областной очно-заочной школы для родителей «Ребенок, родитель, общество: путь к успеху», включающая вопросы развития информационной компетентности родителей. В Приложении к научно-методическому журналу «Внешкольник Оренбуржья» для детей и родителей «Семья +» регулярно публикуются материалы по информационной безопасности детей и подростков:
В работе с родительской общественностью по информационной безопасности детей и подростков педагогическим коллективом Дворца активно используются собственные интернет-ресурсы. Также на основе федерального и регионального законодательства разработаны локальные нормативные документы по обеспечению безопасного доступа воспитанников Дворца в сеть Интернет. С 2007 года в учреждении введена система контентной фильтрации, позволяющая осуществлять ограничение доступа к информации, не совместимой с задачами образования и воспитания.
Работа с родителями
В целях успешного формирования духовно-нравственных качеств личности воспитанников педагогический коллектив ООДТДМ им. В.П. Поляничко проводит большую работу по развитию единого воспитательно-образовательного пространства «семья – образовательное учреждение», что является одним из важнейших условий эффективного функционирования учреждения. Достигнуть реального сотрудничества с семьями воспитанников позволяет процесс активного внедрения современных форм и методов взаимовыгодного и эффективного партнерства, направленного на успешную социализацию ребенка. На начало 2012/13 учебного года во всех творческих объединениях созданы родительские комитеты из числа наиболее активных родителей, готовых помочь педагогам в решении ряда организационных и творческих проблем. В практической работе с родителями педагоги используют коллективные и индивидуальные формы взаимодействия, применяют классические методы изучения семьи: методы наблюдения, анкетирования, собеседования. Для изучения удовлетворенности родителей качеством оказываемых образовательных услуг было проведено анкетирование с общим охватом в 1716 человек. Как свидетельствуют результаты анкетирования, родители наиболее удовлетворены уровнем профессионализма педагогических кадров учреждения (9,61); качеством предоставляемых дополнительных услуг для воспитанников (средний балл 9,4) и психологическим климатом учреждения (9,26). Традиционно родители воспитанников ООДТДМ принимают активное участие в организации и проведении совместных мероприятий (новогодних утренников, отчетных концертов, участии в конкурсах всех уровней и т.п.). Условиями успешности такого сотрудничества являются: создание заинтересованности родителей воспитанников не только в продуктивном, но и в развивающем результате занятий ребенка в творческом объединении; информированность родителей о процессе работы творческого объединения, в котором занимается ребенок; установление традиций проведения совместных с родителями мероприятий и т.д.
Таким образом, проанализировав приоритетные вопросы деятельности ООДТДМ им. В.П. Поляничко в 2012/13 учебном году, можно сделать вывод, что в целом работа была направлена на:
Для дальнейшего развития ООДТДМ как учреждения инновационного типа необходимо:
Отчет о результатах образовательной деятельности 2011-2012 гг.Основные итоги работы ООДТДМ им. В.П. Поляничко (за 2011-2012 учебный год) Основные показатели эффективности деятельности Дворца обозначены, и это, бесспорно, приоритетные цифры для всего педагогического коллектива. Однако, не менее важным является и сам процесс достижения данных показателей, которые в первую очередь, являются отражением ежедневной работы в рамках основных направлений деятельности учреждения, в частности, программно-методическом. Традиционно обновляются статистические данные по окончанию календарного и учебного года. На основании данных на май 2012 года, мы попробуем дать оценку качеству программно-методической работы Дворца, а также обозначить волнующие нас вопросы и наметить приоритетные задачи.
Программы дополнительного образования детей
Согласно данным на конец 2011– 2012 учебного года во Дворце реализуется 127 программ дополнительного образования детей (в 2010/11 учебном году – 124). В свою очередь, по области общее количество реализуемых программ составляет 5116 программ (в 2010/11 учебном году – 4675). Если говорить о направленностях программ, то ситуация в сравнении с прошлым годом остается стабильной: первая в рейтинге – художественная направленность – таких программ во Дворце 41,7% (по области – 40%), вторая – социально-педагогическая направленность – 35,4% по Дворцу (по области – 17%). Основной контингент воспитанников Дворца – это дети от 6 до 15 лет. По сравнению с 2009/10 и 2010/11 учебными годами произошло качественное изменение содержания образовательного процесса во Дворце. Процессы внедрения современных образовательных технологий потребовали пересмотра программного обеспечения ООДТДМ. Начиная с 2009 года в образовательный процесс все более активно внедряются новые экспериментальные образовательные программы. В связи с этим типовые программы вообще перестали реализовываться, а на смену им пришли адаптированные программы. Их количество с 2009 года увеличилось в два раза. Таким образом, основную часть реализуемых во Дворце образовательных программ составляют:
Эти показатели являются практически стабильными на протяжении трех последних лет. В ООДТДМ представлены образовательные программы разного уровня реализации: дошкольного, начального, основного и среднего. Среди общего количества преобладают программы среднего уровня реализации. В то же время в течение трех последних лет можно отметить тенденцию увеличения количества разноуровневых образовательных программ, что связано с внедрением в образовательный процесс Дворца комплексных инновационных форм деятельности. Одной из основных задач коллектива областного Дворца на начало учебного года было увеличение числа долгосрочных программ, реализация которых рассчитана на 3 года и более. Такая тенденция прослеживается: с 72 (2010/11 учебный год) до 77 (2011/12 учебный год). По области на конец учебного года количество таких программ составило 2046. Поскольку на протяжении трех лет преобладающими в ООДТДМ являются программы с реализацией от 1 года до 3 лет, то это способствует развитию образовательных комплексов. В перспективе планируется внедрение более долгосрочных образовательных программ. Таким образом, можно сделать вывод, что педагоги дополнительного образования активно перерабатывают одно и двух-годичные программы, отдавая предпочтение долгосрочным и комплексным программам, предусматривающим преемственность на каждой возрастной ступени (примерами могут служить отделы Эстетика быта, ЦИО, Поиск). Сразу хочется сказать и о конкурсе авторских программ, который был проведен с января по февраль 2012 г. Всего на конкурс было представлено 84 программы (2010 г. – 90), в т.ч. 9 (2010 г. – 7) педагогов дополнительного образования Дворца. Результаты последних нескольких конкурсов показали, что качество программ, выполненных педагогами Дворца по достоинству оценивается не только на областном этапе, но и в финале всероссийского тура. Как правило, программы Дворца в числе лауреатов. Жюри конкурса особо отмечает педколлектив Областного детского эколого-биологического центра, которые не только активные участники, но и стабильные победители областного и всероссийского этапов конкурса с 2008 года. Однако, общее количество представленных на конкурс программ оставляет желать лучшего. Таким образом, активизация участия педагогов Дворца – приоритетная задача на будущий учебный год. Для эффективного решения вопроса необходимо содействие, прежде всего, со стороны заведующих отделами в принятии мер для активизации участия программ Дворца во всех номинациях конкурса. Если проводить параллель по данному вопросу в рамках областных многопрофильных учреждений дополнительного образования детей, то, к сожалению, количество программ, присланных на конкурс можно оценить скорее как среднее, а вот качество по мнению жюри, проявляется погранично – от низкого уровня – до вполне достойного. Разбираясь с ситуацией, мы сталкиваемся с вопросами несоблюдения примерных требований к написанию программ дополнительного образования, которые казалось бы, уже не должны вызывать сомнений и затруднений. Среди основных причин, по словам коллег из учреждений области, можно назвать текучесть кадров и нежелание самих УДОД брать на себя обучающую функцию для вновь прибывших педагогов дополнительного образования на должность, пуская решение проблемы на самотек, либо оставляя решение на суд областных государственных УДОД, ИПКРО и минобразования Оренбургской области. Дворец, как государственное областное учреждение системы дополнительного образования детей, большое внимание уделяет повышению и поддержке высокого качества образовательного процесса УДОД Оренбургской области. Деятельность Дворца в этом направлении включает в себя разработку и обновление программно-методического сопровождения образовательного процесса; представление методических рекомендаций для педагогов по созданию образовательных программ творческих объединений; проведение обучающих мероприятий для педагогов УДОД области. Данная работа проводится планово и систематически. Таким образом, можно поставить несколько задач в рамках обозначенной проблемы:
К сожалению, оказанная консультативная помощь не всегда может служить гарантом участия учреждений в конкурсе. Ряд УДОД по-прежнему не проявляют активности.
Организация и проведение массовых методических мероприятий
Следующая позиция – качество методических мероприятий. На конец прошлого и начало текущего учебного года педагогическим советом Дворца была поставлена задача – оптимизировать процесс организации и проведения данного блока мероприятий. В течение 2011–2012 учебного года для педагогических и руководящих работников области ООДТДМ им. В.П.Поляничко проведено более 30 научно-практических семинаров, совещаний, мастер-классов, стажерских площадок с общим охватом 1,5 тыс. человек. Анализ мероприятий показал, что комплексный подход к организации на сегодняшний день используется все еще недостаточно активно. Предпочтение отдается в сторону количественного показателя. По насыщенности содержания большая доля мероприятий по-прежнему остается узкими. Нельзя сказать, что этот подход неверный, так как он основан на запросах коллег из территориальных УДОД. К примеру, в учебном году особого внимания были удостоены мастер-классы, количество которых было максимально увеличено (2011 год – 8% от общего количества методических мероприятий; 2010 г. – 5%). Участниками стали педагоги дополнительного образования и Дворца и области, имеющие интересный опыт и высокие результаты в своей работе (2011 г. – 105 человек; 2010 г. – 52 человека). Однако, нам видится более эффективным именно комплексный подход, предполагающий углубление содержательной части прежде всего, увеличение контингента участников, возможность использования различных форм в рамках одного мероприятия. Такая тенденция в этом учебном году наблюдается при проведении методических мероприятий отделами «Истоки» (областной практико-ориентированный семинар «Использование активных форм и методов обучения на занятиях с детьми дошкольного и начального школьного возраста в учреждении дополнительного образования детей») и «Центр межнационального общения» (практико-ориентированный семинар «Формирование текстовой компетентности в условиях информационно-образовательного пространства в рамках общего и дополнительного образования»). Комплексный подход дает возможность обеспечить участников большим объемом необходимой информации: провести консультирование интересующим их рабочим вопросам; предоставить более полный пакет печатной продукции; усовершенствовать наглядность проведения занятий, если речь идет о практико-ориентированном семинаре; более эффективно организовать работу секций по узким вопросам управленческого и методического характера и д.т. Важным этапом данной работы должно стать завершение формирование банка данных по лучшим программам и педагогам по конкретным направлениям структурных подразделений Дворца; активизация внедрения комплексного подхода к организации и проведению массовых методических мероприятий. В январе-феврале 2012 были проведены собеседования со структурными подразделениями Дворца, в результате которых более конкретно и дифференцировано определены дальнейшие приоритеты деятельности отделов на ближайший период, необходимые корректировки в рамках программно-методической работы. Подобный формат консультирования, предполагающий участие нескольких специалистов Дворца по различным вопросам, должен в дальнейшем активно использоваться и в работе с УДОД области.
Консультирование. Конкурсы
Организация и проведение эффективных консультаций – важная миссия областного Дворца. Основным вопросом на сегодняшний день, являются педагогические конкурсы системы дополнительного образования детей. Тенденция 2011–2012 учебного года – участились обращения коллег по вопросам формирования нормативного пакета, регламентирующего деятельность УДОД: Устав, программа деятельности, программа развития, воспитательная система, локальные акты и положения, образовательная программа. По итогам проведенных методистами НПЛ «Поиск» консультаций, ситуация следующая: а) Необходимо при участии министерства образования пересмотреть, если возможно, сроки и частично требования к оформлению и содержанию материалов на Грант губернатора. Третий год подряд он проходит, число участников сокращается по вполне очевидным причинам (более 40 консультаций проведено Дворцом). Тем не менее, есть ряд учреждений, ни разу не заявленных в данном конкурсе: Абдулинский, Акбулакский, Асекеевский, Беляевский, Бузулукский, Гайский, Илекский, Матвеевский, Светлинский, Северный, Шарлыкский УДОД и др. Есть и актив, в лице УДОД Оренбурга, Орска, Бузулка, Кувандыка, Новотроицка, Сорочинска и др. Только несколько районов обратились за консультацией в ходе подготовки: УДОД г. Бугуруслана, Тюльганского и Октябрьского районов. Результат консультирования – спортивная школа Новоорского района, ДПШ Тоцкого района, ДПШ г. Орска получили грант Губернатора. б) «Сердце отдаю детям» открыл конкурсное движение 2011 года. В рамках подготовки проведено боле 80 консультаций. Однако, УДОД Матвеевского, Октябрьского, Северного, Шарлыкского р-ов не участвуют в данном конкурсе. Недостаточно активны к участию в конкурсе и педагоги дополнительного образования ООДТДМ. Уже сегодня мы даем старт подготовке к конкурсам 2013 года – выбору и подготовке потенциальных претендентов. Решение проблемы нам видится в следующее: управленческому корпусу ООДТДМ и руководителям УДОД области необходимо на местах продумать меры по развитию мотивации и стимулированию педагогов к участию в конкурсе «Сердце отдаю детям». в) Конкурс УДОД (40 консультаций). С 2005 года не участвуют Абдулинский, Александровский, Асекеевский, Белявский, бузулукский, гайский, илекский, кваркенский, матвеевский, Новосергиевский, Саракташский, Северный, ташлинский, шарлыкский УДОД и др. Жюри отмечает низкий уровень подготовки программ деятельности учреждений, отсутствие результативности, или, чаще всего, отсутствие презентации собственных достижений. В качестве рекомендаций жюри настоятельно рекомендует учреждениям более активно сотрудничать с учеными ВУЗов Оренбурга. г) Конкурс воспитательных систем (34 консультации) свидетельствует о том, что в Оренбуржье недостаточно проработанных, действующих в комплексе, программ воспитания. Чаще встречаются отдельные программы узкой тематической направленности, имеющие в своей основе воспитательные задачи. Лучшими по итогам 2010 в области признаны воспитательные системы Кувандыка, Орска, ОЦДНТТ и ОЦДЮТиК Оренбурга. Методистами НПЛ «Поиск» в системе ведется консультирование по вопросам разработки программы воспитания образовательного учреждения (Лицей № 1, Европейский лицей «Ор-Авнер», детские сады № 37, 205, 192, 90 г. Оренбурга, ЦРТДЮ г. Бугуруслана, ЦДОД Тюльганского района – данные учреждения принимают участие в конкурсе 2012 года). Учеными кафедры педагогики дополнительного образования в тесном взаимодействии с педколлективом Дворца в рамках данного вопроса проведено научное исследование, практической основой которого стал опыт воспитательной работы творческих объединений Дворца и других коллективов УДОД области. В мае 2012 года успешно защищена докторская диссертация по теме: Развитие воспитательной системы учреждения дополнительного образования детей на основе событийно-интегративного подхода». Таким образом, постановка следующей задачи на 2012–2013 учебный год – обоснована и очевидна. Активизировать процесс консультирования по обозначенным выше позициям. Использовать комплексный подход, очный и заочный режим, специальные выездные консультпункты, согласно разработанного графика, практические занятия, стажерские площадки с потенциальными участниками конкурсов.
Внеурочная деятельность. ФГОС
Приоритетной задачей ООДТДМ им. В.П.Поляничко в 2011-2012 учебном году было оказание помощи ОУ в организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС начального общего образования. а) На сегодняшний день педагогами Дворца в рамках внеурочной деятельности реализуется 37 программ дополнительного образования детей на основании договора о сотрудничестве. б) В сентябре 2011 года группа методистов Дворца вошла в состав разработчиков ИНСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПИСЬМА «Об организации внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС начального общего образования в Оренбургской области», где даны конкретные комментарии и разъяснения по часовой нагрузке, нормативному обеспечению, содержанию и диагностике внеурочной деятельности, организации социального партнерства и др. в) В 2012 году в рамках отчета ДО-1 были запущены таблицы по сбору данных о состоянии активности УДОД во внеурочной деятельности. На основании предоставленных данных 60 УДОД области активно участвуют во внеурочной деятельности. Всего в области реализуется 859 программ, 88 программ находятся в стадии согласования и утверждения и 51 – в стадии разработки. К реализации программ активно привлечены УДОД гг. Бугуруслана и Оренбурга, а также Адамовского, Кувандыкского, Матвеевского, Сакмарского, Саракташского, Тоцкого районнов. Существует ряд важных вопросов, в контексте обсуждаемого направления деятельности. Первое. Необходимо, чтобы сегодня программы внеурочной деятельности отвечали всем требованиям инновационных процессов. Педагогическим коллективом Дворца в 2011–2012 учебном году реализуются программы спортивно-туристического отдела, отделов «Панорама», «Истоки», «Детский орден милосердия», музыкально-художественного образования, разработанные по запросу школ. Ситуация осложняется частичной спецификой в данном вопросе, затрагивающей содержательную часть и диагностический блок, раскрывающий методику и результаты формирования УУД (ФГОС). У педагогов ОУ области большие трудности с составлением учебно-тематического плана, распределением часовой нагрузки. За 2011–2012 учебный год для учителей школ области ООДТДМ было проведено более 90 консультаций по вопросам организации внеурочной деятельности, постановки ее целей, содержания и методов оценки. Второе. В ходе подготовки к коллегии 2012 года Министерством образования Оренбургской области, при участии методистов и психологов ООДТДМ в апреле 2012года был проведен анализ состояния учебно-воспитательной работы в ОУ Оренбурга. Тематическое собеседование проводилось на базе СОШ №1, №5, №7, №44, №46, №68, №71, №73 г. Оренбурга, СОШ № 83 с. Городище. По итогам проведенных собеседований можно выделить ряд проблем, существующих сегодня в ОУ:
Третье. Согласно данным на конец учебного года в многопрофильных УДОД области внеурочная деятельность реализуется более чем в 22 формах работы, как с учащимися, так и с педагогическими работниками. Отсутствуют полные данные по ЦДТ «Радуга» (г. Гай), ДДТ Новосергиевского р-на, ДДТ Сакмарского р-на, ДЦ «Радуга» Домбаровского р-на, ДДТ Красногвардейского р-на, ЦДОД (г. Медногорск), ЦДТ Промышленного р-на г. Оренбурга, ЦРТДЮ «Искра» (г. Орск), ДДТ Светлинского р-на, ЦДТ Соль-Илецкого р-на, ЦВР Шарлыкского р-на, ДЮЦ (г. Ясный), ЦРТДЮ ЗАТО «Комаровский». В ряде районов используется сравнительно небольшое количество форм. Предпочтение отдается выставкам, семинарам, совещаниям, соревнованиям, консультациям, мастер-классам и, конечно же, творческим объединениям, организованным на базе ОУ. Недостаточно используются такие формы как стажерские площадки, очно-заочное обучение, организация лагерей, смен. Четвертое. Еще одна проблема в рамках данного вопроса – это отсутствие единого подхода к экспертизе дополнительных образовательных программ, определению авторства этих программ, реализуемых в рамках внеурочной деятельности согласно ФГОС начального общего образования. Мы убеждены, что данные критерии должны отвечать не только требованиям Минобра РФ, а также тем запросам, которые предъявляются в ходе прохождения аттестационных курсов на базе ООИПКРО, педагогических конкурсов и в ходе проверок Минобра области. Приоритетная позиция, как нам кажется, должна быть высказана все-таки ООИПКРО. Эта позиция в дальнейшем позволит нам, как учреждению, выполняющему координирующую функцию в области, верно скорректировать и свои подходы. При прохождении аттестации в 2012 году методистами НПЛ «Поиск» совместно с аттестующимися педагогами Дворца выработаны подходы к разработке программ внеурочной деятельности, одобренные научно-педагогическим корпусом ИПКиППРО ОГПУ.
Центр программно-методического обеспечения образовательного процесса
По состоянию на 1 мая 2012 года в ООДТДМ реализуется 127 программ дополнительного образования, по области – 5116 (2011 г.: в ООДТДМ – 124; в многопрофильных УДОД – 4675). Анализ реализуемых программ дополнительного образования в ООДТДМ 2011–2012 учебного года показал, что:
Характеристика средней статистической программной единицы ООДТДМ:
Научно-методическим советом ООДТДМ за 2011-2012 учебный год утверждены программно-методические материалы (дополнительные образовательные программы, сборники, методические рекомендации) в количестве 33 единицы. Анализируя утвержденную в 2011-2012 уч. году программно-методическую продукцию, можно сделать вывод, что 32% из общего числа составляют программы дополнительного образования (10) и 68 % - другая методическая продукция (21). Программы дополнительного образования, разработанные в 2011-2012 учебном году, имеют художественную (50%) и социально-педагогическую (50%) направленности, рассчитанные на все возрастные категории (дошкольники, начальный, основной и средний возраст воспитанников). В разработке образовательных программ за прошедший год особо преуспели отделы «ЦИО» (4 программы) и «Рабочая смена» (2). По одной программе разработали отделы «СТО», «ОМХО», «ОК «Щелкунчик», «Истоки» («Полянка»). Методическая продукция, утвержденная на НМС в 2011-2012 учебном году включает в себя информационные сборники, методические рекомендации, сборники материалов, лабораторных работ, каталоги, сборники сценариев и др. Активность в разработке данных материалов проявили следующие отделы: НПЛ «Поиск» (9), «Визит» (4), «Лидер» (4), «ЦИО» (2), «Панорама» (1), «Рабочая смена» (1). В разработке находятся методические материалы у отделов «Эстетика быта», «ДОМ», «СТО». «Истоки» «ОМХО», «ЦМО». Организованна работа консультационного пункта для руководящих и педагогических работников УДОД Оренбургской области:
Консультирование педагогов и методистов ООДТДМ проводится в групповом и индивидуальном порядке по плану-графику и по мере необходимости.
Областные педагогические конкурсы
Одно из направлений деятельности НПЛ «Поиск» – организация и проведение областных педагогических конкурсов. 1. Конкурсный отбор лучших муниципальных учреждений дополнительного образования детей, активно внедряющих инновационные образовательные программы, на получение гранта Губернатора Оренбургской области:
2. Областной конкурс учреждений дополнительного образования детей
3. Областной конкурс воспитательных систем образовательных учреждений
4. Областной конкурс авторских образовательных программ дополнительного образования детей (2012 год) Всего на конкурс было представлено 84 программы (2010 г. – 90), в т.ч. 9 (2010 г. – 7) педагогов дополнительного образования Дворца. Среди программ областного конкурса 2012 года, удостоены звания «Лауреат» – дополнительные образовательные программы «Спортивно-бальный танец» (автор: Закутина Наталья Сергеевна) «Школа-студия интернет-журналистики «Незаменимые» (авторы: Нуждина Лариса Александровна; Лабутина Вера Васильевна) областного Дворца. Авторские программы – лауреаты областного конкурса – представлены на финал Всероссийского конкурса. Анализируя итоги конкурса, следует отметить, что:
Региональный дистанционный образовательный методический центр «Инноватика»
Разработана и реализуется модель регионального дистанционного образовательного методического центра «Инноватика», основной целью которой является обеспечение качественного роста профессиональной компетентности и творческого потенциала методистов учреждений дополнительного образования детей Оренбургской области. В рамках центра с сентября 2011 года начал работу одноименный сайт, предполагающий размещение актуальной информации о системе дополнительного образования детей Оренбургской области, квалифицированную консультационную помощь и дистанционное обучение методистов. С марта 2012 г. проводится дистанционный семинар «Основы профессиональной деятельности методиста УДОД» (начальный уровень),в рамках которого особое внимание уделяется вопросам организации методической деятельности в УДОД, повышения квалификации и аттестации педагогических кадров, нормативно-правового сопровождения деятельности УДОД, повышения психологической компетентности методистов и др. В настоящее время дистанционно участвуют в семинаре методисты (19 человек) из гг. Бугуруслана, Оренбурга, Орска; Красногвардейского, Тюльганского районов. Среди участников – методист Центра информатизации образования Дворца Эльмира Галеева. Методисты других отделов планируют обучение по программе семинара «Профессиональная компетентность методиста» (специализированный уровень) в следующем учебном году. Наибольшие затруднения у методистов вызывает: разработка программ развития, деятельности и другой нормативно-правовой документации УДОД; образовательной программы дополнительного образования детей, составление аналитического материала, описание и диагностика работы педагога, обобщение опыта. В качестве психологических проблем были названы публичное выступление, межличностное общение, подбор диагностических методик. Необходимо отметить, что, несмотря на информирование о работе сайта «Инноватика», посещаемость сайта методистами недостаточно высокая. Научно-практической лабораторией «Поиск» в целях решения возникших проблем на 2012– 2013 учебный год запланированы: семинары-практикумы по вопросам методической деятельности, индивидуальные консультации методистов, однодневные психологические тренинги по подготовке к аттестации, диагностические методики для определения качества работы педагога и методиста. При проведении областных методических мероприятий и дистанционного семинара в 2012–2013 году будут учтены предложения и замечания методистов УДОД области.
Центр поддержки и научно-методического сопровождения деятельности классного руководителя: (создан и работает под руководством министерства образования Оренбургской области)
Центром поддержки и научно-методического сопровождения деятельности классного руководителя ООДТДМ им. В.П.Поляничко на системной основе проводится работа по научно-методическому обеспечению процесса повышения профессионального статуса классного руководителя. В целях изучения регионального опыта деятельности методических объединений классных руководителей, поиска эффективных механизмов и оптимальных моделей повышения социального и профессионального статуса классного руководителя министерством образования Оренбургской области, Центром поддержки и научно-методического сопровождения деятельности классного руководителя ООДТДМ им. В.П.Поляничко в 2011–2012 учебном году:
В 2011–2012 учебном году Центром поддержки и научно-методического сопровождения деятельности классного руководителя ООДТДМ им. В.П.Поляничко разработаны:
Педагогическая мастерская
Одним из важнейших средств оценки и развития профессионализма педагогических работников является аттестация. В соответствии с Порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (Приказ Минобра и науки РФ № 209) происходит дифференциация уровня сложности и качества решения профессиональных задач, стоящих перед работником. Они носят иерархический характер. Соответствие занимаемой должности означает, что педагог способен решать основные профессиональные задачи по своей должности на достаточном уровне. Первая и высшая квалификационные категории предъявляют более высокие требования к качеству решения профессиональных задач. Они предполагают более высокий уровень квалификации педагога. В соответствии с новым порядком аттестации в течение 2011– 2012 учебного года:
На 1 января 2012 года в Оренбургской областном Дворце творчества детей и молодежи им. В.П.Поляничко работает 453 педагога, из них:
По квалификационным категориям педагогические работники распределяются таким образом:
Недопустимым считается тот факт, что при подаче социального заказа в ИКПиППРО на курсовую подготовку из 30 педагогов Дворца 13 не имели утвержденных образовательных программ (отделы «Центр информатизации образования», ТМТ «Щелкунчик», музыкально-художественного образования, «Лидер»). На сегодняшний день ситуация частично изменилась, однако по-прежнему не все программы утверждены научно-методическим советом Дворца.
Ресурсный центр духовно-нравственного воспитания
Согласно данным на 1 января 2012 года в УДОД Оренбургской области (данные предоставили 29 УДОД) реализуется 52 дополнительные образовательные программы духовно-нравственного образования и воспитания детей и молодежи. Отдел «Центр межнационального общения» Дворца активно работает по развитию деятельности детских этнографических объединений, изучающих культуру, традиции и быт народов Урала (Абдулинский, Адамовский, Александровский, Домбаровский, Саракташский, Оренбургский, Октябрьский, Переволоцкий, Соль–Илецкий, Кувандыкский, Ясненский райони и г. Оренбург). Педагогическим коллективом отдела «Истоки» разработан и реализуется проект областной школы «Народные ремесла», целью которой является повышение уровня профессиональной компетентности педагогов воскресных школ и педагогов дополнительного образования в области декоративно-прикладного и изобразительного творчества. Спортивно туристическим отделом разработан и реализуется пилотный проект областного дистанционного конкурса по краеведению «Родные истоки», ориентированный на создание условий для развития духовно-нравственной личности воспитанников средствами краеведческой деятельности. Во второй раз был проведен областной конкурс презентаций «Краеведческий калейдоскоп», в котором приняло участие более 120 участников из г. Оренбурга и 17 территорий области. За время проведения конкурса (2010-2012 гг.) количество участников увеличилось, что подтверждает актуальность и значимость данного конкурса. Волонтерами и педагогами отдела «Детский орден милосердия» был разработан и успешно реализуется социальный проект «Добра связующая нить». Основная идея проекта пропаганда добровольческой деятельности среди подростков и молодежи Оренбургской области. ООДТДМ им. В.П. Поляничко в течение всего учебного года принимал активное участие в работе областных семинаров:
Центр развития интеллектуально одаренных детей и подростков Областная дистанционная многопредметная олимпиада «Поколение XXI века» Областная дистанционная многопредметная олимпиада «Поколение XXI века» проводится с 2008 года для поддержки, развития академической одаренности, интеллекта, личностных качеств учащихся на базе повышенного познавательного интереса к учебным предметам и для стимулирования интереса учащихся к образованию. Участниками за это время стали более 40 тыс. человек. Олимпиада проводится по предметам: русский язык, литература, математика, физика, химия, биология, география, информатика, история, журналистика, экология, психология, экономика, природоведение, ОБЖ, астрономия, естествознание, культурология, менеджмент, философия, «Мое Оренбуржье». С 2012 года Олимпиада перешла в Онлайн-режим. Адрес сайта Олимпиады: http://olimpxxi.ru/ В олимпиаде участвуют школьники 5-11 классов независимо от уровня их подготовки и без предварительного отбора. В связи с переходом Олимпиады в Онлайн-режим количество участников уменьшилось. В 2012 году в Олимпиаде приняло участие более 8000 участников из 29 муниципальных образований Оренбургской области. Активно принимают участие Адамовский, Акбулакский, Кваркенский, Новоорский, Сакмарский, Ташлинский, Тоцкий районы и гг. Оренбург, Сорочинск, Орск, Новотроицк, Гай (2011 год – 42134 участников из 34 территорий области; 2010 год – 39280 участников из 35 территорий; 2009 год – 8502 участников из 25 территорий). Инновационный способ проведения Олимпиады активно внедряется в образовательные учреждения Оренбургской области. Областной дистанционный конкурс по праву и обществознанию «Имею право» Цель интеллектуальный дистанционный конкурс по предметам «Имею право» по предметам «обществознание» и «правоведение» проводится в целях создания условий для развития гражданско-правового образования учащихся общеобразовательных учреждений Оренбургской области. Ежегодно увеличивается число участников Конкурса – школьники 8-11-х классов общеобразовательных учреждений Оренбургской области. В 2009 году участвовало 2340 участников из 25 территорий области; 2010 году – 3083 участников из 29 территорий области; в 2011 году – 3736 участников из 30 территорий области; в 2012 году – 3960 участников из 31 территории области (20)
В конкурсе «Имею право» активно принимают участие Адамовский, Акбулакский, Александровский, Асекеевский, Илекский, Красногвардейский, Пономаревский, Сакмарский, Соль-Илецкий, Ташлинский, Тоцкий, Тюльганский, Шарлыкский районы и гг. Оренбург, Бугуруслан, Бузулук, Сорочинск, Орск, Новотроицк.
Дом детских и педагогических СМИ
Среди задач, решаемых НПЛ «Поиск» – развитие и совершенствование редакционно-издательской и телерадиодеятельности как средства обеспечения образовательного процесса ООДТДМ. Работа редакционно-издательской группы:
В 2011-2012 гг. на страницах газеты «Семья+» публиковались материалы отделов «Поиск», «Эстетика быта», «Детский орден милосердия», «Истоки», молодёжного центра «Визит». Школа журналистики ООДТДМ имеет в газете постоянную рубрику «Размышляем». Другие отделы практически не сотрудничают с газетой и информацию для публикаций не предоставляли. Библиотека «Внешкольника Оренбуржья» (12 номеров в год) активно сотрудничает с педагогами отделов НПЛ «Поиск», МЦ «Визит», ЦМО, «Панорама», «Лидер», ДОМ. По одной публикации в течение у отделов «Эстетика быта», СТО, «Рабочая смена». Ни разу не публиковались ТМТ «Щелкунчик» и отдел «Центр информатизации образования». В структуре отдела – три детских творческих объединения Школы журналистики, которые ориентированы на формирование социально-ориентированной, творчески активной личности воспитанника в процессе освоения основ журналистики. На начало учебного 2011 - 2012 учебного года в Школе журналистики занимались 153 воспитанника:
На конец учебного года – 141 воспитанник:
Сохранность контингента в Школе журналистики составляет – 92%. Выпускники получили сертификаты. В 2011-2012г. учебном году из школы выпустилось 19 воспитанников. Студия «Калейдоскоп» и студия «Суперкласс» в этом году получили подтверждение звания «Образцовый коллектив». Проведен областной конкурс видеофильмов «Юные патриоты России». Состоялся областной мастер-класс «Особенности работы детских средств массовой информации» (2011/12 уч.г. – 57 педагогов из 21 территории области; 2010/11 уч.г. – 30 педагогов из 14 территории области). Теле-видеопродукция изготовленная воспитанниками и педагогами детских творческих объединений школы журналистики регулярно (1 раз в неделю) выходит в эфир на ТВЦ «Планета»:
Проводятся видеотрансляции на областных мероприятиях, съемки областных мероприятий, трансляция фильмов и программ во Дворце.
Центр статистики
Осуществляется сбор данных для выпуска следующих информационных изданий:
Консультации по сбору и обработке информационных данных – более 60 за 2011–2012 учебный год.
Информационные данные по ООДТДМ им. В.П. Поляничко
На 1 января 2012 г. педагогический коллектив Дворца состоял из 481 работников, из них: основных – 395 (82%), совместителей – 86 (18%);
46 руководящих работников 370 педагогических работников из них: 292 педагогов дополнительного образования, 27 педагогов-организаторов, 3 социальных педагога, 24 методиста, 24 другие педагогические работники 37 учебно-вспомогательный персонал 28 обслуживающий персонал
6% педагогических работников имеют ученую степень и звание 68% - с высшим образованием, 26% - с высшей квалификационной категорией, 20% - с первой, 15% - со второй.
Детский контингент ОДТДМ В группах постоянного состава занимаются 6,3 тысяч детей. Среди них: воспитанников до 6 лет – 4%; 6-9 лет – 26%; 10-14 лет – 34%; 15-17 лет – 17%; 18 и старше – 19%. Число мальчиков– 39%. По годам обучения: 1-й год обучения – 69%; 2-й год – 16%; 3-й и более – 15%.
Реализуется 127 дополнительных образовательных программы по 10 направлениям деятельности, в т.ч. программы художественной направленности – 41,7%, социально-педагогической – 35,4%. 10 коллективов, имеют звание «Образцовый детский коллектив». Ежегодно в более 60 мероприятиях российскоого и международного уровней участвуют свыше 700 воспитанников ООДТДМ из них свыше 500 – победители (70%)
В 2011 году воспитанники Дворца стали участниками и победителями российских и международных мероприятий, организованных в 7 странах: 1. Болгария, г. Албена 2. Германия, г. Берлин 3. Испания, г. Льорет де Маар 4. Италия, г.Венеция 5. Польша, г.Закопане, г.Андрыхов 6. Турция, г. Алания 7. Финляндия, г. Турку и 17 городах России: Анапа (2 мероприятия), Геленджик, Москва (7), Набережные Челны, Нижний Новгород (3), Нижний Тагил, Оренбург (3), Ростов на Дону, Рязань (2), Самара, Санкт-Петрбург (4), Севастополь, Сочи, Суздаль, Тверь, Уфа, Челябинская обл., г.Миасс
Ежегодно в 100 областных массовых мероприятиях ОДТДМ принимают участие около 200 тыс. человек (из них в 11 мероприятиях с использованием информационных технологий - 190 тыс. воспитанников).
Ежегодно в 40 областных методических мероприятиях принимают участие более 2,5 тыс. педагогических работников.
50 выездов в 33 территории Оренбургской области (100 чел.) в целях оказания научно-методической помощи ОУ.
Отчет о результатах образовательной деятельности за 2010 годАнализ деятельности за 2010 год
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года говорится о необходимости «повышения доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина». Реформирование системы образования предусматривает оперативное решение ряда задач, среди которых выделяется обеспечение инновационного характера развития через преобразование институтов системы в инструменты социального развития. Учреждения дополнительного образования детей представляют собой инновационную сферу вариативного, неформального, непрерывного образования и выступают в качественно новом состоянии образовательного социально-педагогического института. В Оренбургской области 60 многопрофильных учреждений дополнительного образования детей, в которых занимаются около 160 тысяч воспитанников по 11 направлениям образовательной деятельности (данные на 01.01.2011). Общие данные ГБУДОД «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко» – многопрофильное учреждение дополнительного образования детей, осуществляет обучение и воспитание детей и молодежи в процессе реализации образовательных программ дополнительного образования детей. ООДТДМ активно действует как организационно-методический центр по развитию региональной системы дополнительного образования детей; реализует координирующую, информационно-организационную, программно-методическую функции поддержки развития УДОД Оренбургской области. В Оренбургском областном Дворце творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко занимается более 6,5 тысяч человек возрасте с 3 до 25 лет, в т.ч.: до 6 лет – 10 %; 6-9 лет – 23%; 10-14 лет – 32%; 15-17 лет – 22%; 18 и старше – 12%. Число мальчиков среди воспитанников – 39%. По годам обучения воспитанники распределены следующим образом: 1-й год обучения – 59%; 2-й год – 24%; 3-й и более – 17% (диаграмма 1).
Диаграмма 1 Распределение воспитанников ООДТДМ по годам обучения
Согласно ранжированию избранных маршрутов определены приоритетные направления образовательной деятельности ООДТДМ: художественно-эстетическое – 38,1%; социально-педагогическое – 38,7%; физкультурно-спортивное – 8,2%; культурологическое – 6,1% (таблица 1).
Таблица 1 Распределение воспитанников ООДТДМ
Кадровый потенциал Оренбургского областного Дворца творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко составил 521 человек (в т.ч. 415 – педагогических работников). Распределение работников по квалификационным категориям выглядит следующим образом:
Диаграмма 2 Динамика распределения работников ООДТДМ Таким образом, соотношение количества педагогических работников по квалификационным категориям остается относительно стабильным. В работе по аттестации педагогических кадров ООДТДМ отмечаются положительные тенденции. В 2009 году курсы повышения квалификации прошел 71 педагог (высшая категория – 23, первая – 17, вторая – 31), а в 2010 году этот показатель увеличился на 10% – 123 педагога (высшая – 45, первая – 30, вторая – 48). Это говорит о развитии мотивации и стремлении педагогов к совершенствованию педагогической компетентности, профессионального мастерства, о желании соответствовать современным требованиям, предъявляемым к педагогическим работникам. В Оренбургском областном Дворце творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко реализуется 124 дополнительных образовательных программы по 10 направлениям деятельности. Выявление приоритетных направлений образовательной деятельности ООДТДМ показало, что ведущее место на протяжении последних лет занимают программы художественной (42,7%) и социально-педагогической (33,1%) направленности (диаграмма 3).
Диаграмма 3 Соотношение количества реализуемых дополнительных образовательных Особым спросом у родителей и воспитанников ООДТДМ пользуются интегрированные по содержанию образовательные программы, объединяющие несколько направлений деятельности одновременно. Отмечается количественный рост разрабатываемых программ начального и среднего уровня реализации (диаграмма 4) .
Диаграмма 4 Динамика количества реализуемых программ по уровню реализации
Массовые мероприятия ООДТДМ
По словам Президента РФ Д.А. Медведева, система дополнительного образования детей, в силу своей уникальности, способна не только раскрыть личностный потенциал любого ребенка, но и подготовить его к условиям жизни в высококонкурентной среде, развить умения бороться за себя и реализовывать свои идеи. В 2010 году Оренбургским областным Дворцом проведено более 90 массовых мероприятий для детей и молодежи области с охватом около 200 тысяч человек (диаграмма 5).
Диаграмма 5 Динамика участия воспитанников образовательных учреждений Поддержать потенциал одаренности воспитанников позволяет система организации и проведения областных слетов, конкурсов, фестивалей. Все областные мероприятия проводятся как итог работы детских творческих коллективов УДОД и других образовательных учреждений области. В финалах областных мероприятий участвуют победители городских и районных этапов. Наиболее яркими массовыми мероприятиями в 2010 году стали: - Областной фестиваль-конкурс музыкального творчества детей и юношества «Талант! Музыка! Дети!» собрал 513 участников из 22 территорий области. Наиболее активно участвовали УДОД г. Оренбурга: ЦВР «Подросток» (31 участник); ЦЭВД (29); ДДТ Дзержинского района (26); г. Орска: ЦРТДиЮ «Созвездие» (19); ДДТ Оренбургского (32) и ДПШ Октябрьского районов (21). - Областной фестиваль победителей областного конкурса детского литературного творчества «Вдохновение» собрал 219 участников из 36 территорий области. Активные участники: ЦДТ «Радуга» г. Бузулука (15 участников); ДДТ Красногвардейского района (15); ЦВР Матвеевского района (14). - Областной фестиваль детских театров моды «Стиль» собрал 365 участников из 17 территорий области. Наиболее активно участвовали: ЦРТДиЮ «Радость» г. Орска (18); ДДТ Красногвардейского района (18 участников); ДТДМ г. Оренбурга (17). - Областной конкурс творческих работ учащихся по информатике и информационным технологиям «ОренИнфо» собрал 153 участника из 17 территорий. Наибольшее количество участников было от ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Орска (17). В последние годы активно развивается система олимпиад и конкурсов с использованием дистанционных технологий. В 2010 году в дистанционных конкурсных мероприятиях участвовало более 179 тысяч человек (2009 г. – 141,6 тыс. чел.), в т.ч.: в дистанционной многопредметной олимпиаде «Поколение XXI века» - 39280 участников (2009 г. – 8,5 тыс. чел.), дистанционном интеллектуальном конкурсе по обществознанию и праву «Имею право» среди учащихся 8-11 классов – 3083 участника (2009 г. – 2,3 тыс. чел.), в интеллектуальном конкурсе по иностранным языкам «Коала» - 10651 участник (2009 г. – 15 тыс. чел.) и др. Активное участие в дистанционных конкурсных мероприятиях приняли воспитанники УДОД и учащиеся общеобразовательных учреждений из гг. Бугуруслана, Гая, Оренбурга, Медногорска и Соль-Илецкого района. Воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека как основному направлению духовно-нравственного воспитания в ООДТДМ уделяется особое внимание. В рамках областной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан Оренбургской области на 2006-2010 гг.» в 2010 годуООДТДМ были проведены:
Бюджетная смета учреждения
Бюджетная смета Отчет об исполнении бюджета 2012 года Отчет об исполнении бюджета 2013 года Свидетельство о государственной аккредитацииОсновные сведенияОфициальное наименование учреждения: Государственное автономное учреждение дополнительного образования «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко» Сокращенное название учреждения: ГАУДО ООДТДМ им. В.П. Поляничко Дата основания учреждения: 19 ноября 1991 г. Место нахождения Представительства в структуре ГАУДО ООДТДМ им. В.П. Поляничко отсутствуют. Учредитель – Оренбургская область. Функции и полномочия от имени Оренбургской области осуществляет министерство образования Оренбургской области. Режим работы: ежедневно с 08:00 до 21:00 ч. Приказ о переименовании ГБУДО ООДТДМ им. В.П. Поляничко в ГАУДО ООДТДМ им В.П. Поляничко Внимание! Питание обучающимся в ГАУДО ООДТДМ им. В.П. Поляничко не предоставляется. Лицензия на осуществление образовательной деятельности
Устав Дворца |