Год Памяти и славы

Конкурс проф. мастерства

Опрос

Почему Вы выбрали именно наш Дворец для своего ребенка?

Партнеры

Поиск

Официальное лицо

 

Д.В. Паслер, губернатор Оренбургской области

Образовательные ресурсы

Наши сайты

telefon_doveriya.jpg

Портал госуслуг


Подведены итоги областного конкурса педагогических работников «Воспитать человека – 2020»

С целью выявления и трансляции лучших практик организации воспитательного процесса, повышения профессиональной компетентности и профессиональной значимости, общественного признания деятельности педагогических работников и специалистов в области воспитания, работающих в образовательных организациях Оренбургской области, с февраля по июнь 2020 года проводился региональный этап Всероссийского конкурса педагогических работников «Воспитать человека» (далее – Конкурс).


Организаторы конкурса – министерство образования Оренбургской области при поддержке Оренбургской областной организации профсоюза работников народного образования и науки. Региональный координатор Конкурса – ГАУДО «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко».

В Конкурсе приняли участие заместители директоров по воспитательной работе, методисты, преподаватели-организаторы, педагоги-организаторы, классные руководители и учителя начальных классов общеобразовательных организаций, старшие вожатые, кураторы ученического самоуправления и детских общественных объединений, реализующие программы и проекты воспитания и социализации.

23 образовательные организации из 19 муниципальных территорий Оренбургской области, в том числе ГАУДО «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодежи им. В. П. Поляничко», стали участниками регионального этапа Конкурса (приложение).

На Конкурс были зарегистрированы 24 заявки по 2 номинациям:

− «Воспитание во внеучебной деятельности» – 12 материалов;

− «Содействие развитию детских общественных объединений и органов ученического самоуправления» – 12 материалов.

В номинации «Воспитание в учебной деятельности» материалы от образовательных организаций области представлены не были.

Конкурсные материалы включали:

− ссылку на видеоэссе «Личность воспитывает личность» (видеообращение конкурсанта, раскрывающее деятельность педагога в образовательной организации, достижения), размещенное в сети www.youtube.com;

− презентацию воспитательного проекта;

− ссылку на творческий видеоролик «Педагог глазами детей» (имиджевый видеоролик, созданный обучающимися про своего педагога), размещенный в сети www.youtube.com.

Наибольшую активность участия в Конкурсе проявили образовательные организации следующих муниципальных образований области: городов Оренбурга (2 участника) и Орска (2 участника), Сорочинского городского округа (2 участника), Адамовского района (2 участника).

Не приняли участие в Конкурсе образовательные организации из 23 муниципальных образований области: Асекеевского, Акбулакского, Александровского, Беляевского, Бугурусланского, Грачевского, Домбаровского, Кваркенского, Курманаевского, Новоорского, Новосергиевского, Матвеевского, Октябрьского, Оренбургского, Переволоцкого, Первомайского, Сакмарского, Саракташского, Светлинского, Северного, Тоцкого, Ташлинского районов, ЗАТО Комаровский.

В целом, анализируя общие подходы к представленным конкурсным материалам, члены жюри отмечают, что участники в процессе подготовки проектов и программ основываются на основных положениях Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и других актуальных нормативных документах, регламентирующих деятельность образовательной организации, направленных на пропаганду культуры здорового образа жизни, вовлечение учащихся в массовое спортивное и волонтерское движение, воспитание гармоничной целеустремленной личности.

В каждой из представленных номинаций следует отметить индивидуальные особенности конкурсных материалов – социальных проектов, реализованных в конкретной образовательной организации.

Отчетливо прослеживается активная, наполненная положительными эффектами работа педагогов, направленная на формирование активной жизненной позиции учащихся и воспитание патриотизма.

Следует отметить методическую компетентность, понимание педагогами сути процессов воспитания и социализации, направленных на результативность представленной деятельности, соответствие выбранных форм возрасту обучающихся.

В номинации «Воспитание во внеучебной деятельности» особое внимание жюри привлекли конкурсные материалы, раскрывающие инновационные формы и методы формирования у учащихся опыта учебно-исследовательской и проектно-созидательной деятельности по решению практических задач.

Жюри выделяет оригинальность, креативный подход и лаконичность проекта «Организация координационного центра межнационального общения «Ассамблея» (МБУДО «ДПШ Кувандыкского г.о. Оренбургской области», разработчик Ганаева Жанна Ризвановна, педагог-организатор).

Концепция конкурсных работ учителей начальных классов Мироновой Юлии Леонидовны (МАОУ «Гимназия № 1» г. Бугуруслана, проект «Мы нужны друг другу») и Качелаевой Натальи Ивановны (МБОУ «Адамовская СОШ № 1 им. М.И. Шеменева», проект «Мы нужны друг другу») направлена на формирование представлений о дружбе и сплочении детского коллектива.

Среди конкурсных материалов жюри выделяет работу «Инженерия с понедельника» (МБУДО «Центр детского технического творчества» Сорочинского г.о., разработчик Потапова Мария Сергеевна, методист), в которой воспитательный компонент раскрывается через возможности использования дистанционной образовательной среды и направлен на профориентацию учащихся.

Жюри отмечает актуальность и современность, практическую значимость, высокое качество, педагогическую и техническую грамотность конкурсных проектов «Мы – граждане России» (ГАУДО ООДТДМ им. В. П. Поляничко, разработчик Шалыминова Агайши Маликовна,педагог дополнительного образования) и «Мы этой памяти верны» (МОАУ «Гимназия № 3 г. Орска Оренбургской области», разработчик Кущева Татьяна Владимировна, преподаватель-организатор ОБЖ).

Все конкурсные материалы номинации «Содействие развитию детских общественных объединений и органов ученического самоуправления», по мнению жюри, объединяет их ориентированность на развитие и поддержку детских и молодежных инициатив, подготовку лидеров общественных организаций и органов самоуправления, гражданское и патриотическое воспитание подростков.

Среди отличительных особенностей конкурсных материалов данной номинации жюри выделяет учет индивидуальных траекторий развития обучающихся на основе технологии личностно ориентированного и деятельностного подходов.

Особый интерес в номинации вызвала работа «Сделай мир ярче» (МБУДО «Дом детского творчества» Красногвардейского района, разработчик Карболина Кристина Валерьевна, педагог дополнительного образования), в которой представлены достигнутые результаты, подтверждаемые отзывами родителей, фотографиями каждого этапа проделанной работы.

Также жюри отмечает в этой номинации высокое качество, нестандартный подход к проектной деятельности воспитательного проекта как «Школа вожатского мастерства «Солнечный остров» (МАУДО «Дворец пионеров» г. Орска, разработчик Шумакова Елена Викторовна, педагог дополнительного образования).

Качественно, оригинально, на высоком профессиональном уровне снят творческий видеоролик вышеуказанной номинации «Педагог глазами детей» (МБОУ «СОШ № 2» Шарлыкского района, автор Даньшина Ольга Петровна, старшая вожатая).

По итогам оценки конкурсных заданий были определены победители в каждой номинации регионального этапа Всероссийского конкурса педагогических работников «Воспитать человека – 2020».


Номинация «Внеучебная деятельность»

I место – Ганаева Жанна Ризвановна (педагог-организатор МБУДО «Дом пионеров и школьников Кувандыкского г.о. Оренбургской области»);
II место – Шалыминова Агайши Маликовна (педагог дополнительного образования ГАУДО «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодежи им. В. П. Поляничко»);
III место – Кущева Татьяна Владимировна (преподаватель-организатор ОБЖ МОАУ «Гимназия № 3 г. Орска Оренбургской области»).

Номинация «Содействие развитию детских общественных объединений и органов ученического самоуправления»

I место – Шумакова Елена Викторовна (педагог дополнительного образования МАУДО «Дворец пионеров и школьников» г. Орска);
II место – Карболина Кристина Валерьевна (педагог дополнительного образования МБУДО «Дом детского творчества» Красногвардейского района);
III место – Даньшина Ольга Петровна (старшая вожатая МБОУ «Шарлыкская СОШ № 2» Шарлыкского района).

Результаты проведения регионального этапа Всероссийского конкурса педагогических работников «Воспитать человека – 2020» показали, что участники конкурса в целом:

- ориентируются в современных мировых и отечественных тенденциях образования, воспитания и социализации личности;
- выстраивают социально-педагогические партнерские отношения с субъектами воспитательного процесса;
- аргументированно излагают собственные принципы воспитания;
- демонстрируют инновационные подходы к организации работы с детьми и молодежью;
- перерабатывают имеющийся опыт и видят конструктивные решения поставленных задач.

Однако в конкурсных материалах жюри выявило и некоторые недостатки.

Это несоответствие представленных работ структуре, определенной положением Конкурса. Данные замечания можно отнести к конкурсным материалам в номинации «Воспитание во внеучебной деятельности».

В большей части представленных конкурсных материалов номинации «Содействие развитию детских общественных объединений и органов ученического самоуправления», по мнению экспертов, не определен механизм и последовательность реализации проекта.

Приоритетом многих проектов стало лидерство, а не ценность доброты, человеколюбия, взаимопонимания, эти характеристики ушли на второй план.

Конкурсные материалы не содержат исчерпывающую информацию: описание проблемы в проекте носит глобальный характер, отсутствуют подтверждения результативности статистическими данными, итогами анкетирования, мониторингом и т. д. (МАУДО «Пономаревский ДДТ», разработчик методист Безбородова Галина Александровна).

Не всегда разработчики указывают целевую аудиторию проекта: описание возрастной категории, для которой будет осуществляться проект; социальный статус потенциальных участников («Модель ученического самоуправления» – МБОУ «СОШ № 1 г. Медногорска», разработчик замдиректора по воспитательной работе Столбецова Екатерина Александровна).

Не нашли отражения поставленные цели, задачи и этапы их реализации в содержании проектов «Шаги лидера» (МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи» г. Оренбурга, разработчик Киви Анастасия Эдуардовна, педагог дополнительного образования) и «Социализация подростка в воспитательном пространстве подростково-молодежного клуба «Феникс» (МБУДО «Дом творчества Илекского района», разработчик Желудкова Ульяна Юрьевна, педагог дополнительного образования).

Следует отметить и общие недочеты по представленным в видеороликах конкурсным материалам:

- при просмотре ролика звук и изображение не синхронизируются;
- отсутствует структурированная содержательная часть видеоролика;
- не отражены достижения учащихся;
- ролик не отвечает требованиям конкурса (автобиографический альбом педагога).

В целях дальнейшего совершенствования системы организационно-методического сопровождения Конкурса рекомендуется:

1. Региональному оператору Конкурса (государственному автономному учреждению дополнительного образования «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко»):

- проанализировать и доработать критерии, показатели и индикаторы оценивания конкурсных испытаний с учетом дистанционного и очного формата;

- разработать план подготовки и методического сопровождения педагогических работников – претендентов на участие в Конкурсе, с проведением установочных семинаров, мастер-классов и онлайн-консультаций.

2. Методическим службам муниципальных образований региона сохранить тенденцию в организации муниципального этапа Конкурса в соответствии с требованиями регионального и всероссийского уровней.

3. Педагогическим работникам – претендентам на участие в Конкурсе при разработке и дальнейшей реализации воспитательного проекта обратить внимание на ряд позиций:

- представлять на Конкурс оригинальные материалы, отражающие специфику собственной разработанной системы воспитания;

- следует обращать внимание на соответствие требованиям конкурсного продукта, условиям положения конкурса: четкость структуры и соответствие содержания критериям;

- аннотация проекта должна содержать исчерпывающую информацию и подтверждаться статистическими данными;

- выбранная тема проекта должна быть созвучна с содержанием деятельности, носить общественный характер и иметь социальную значимость;

- цель проекта должна отражать выраженный воспитательный характер, быть реалистичной и количественно измеримой;

- задачи проекта должны раскрывать поэтапную реализацию всего действия, а не отдельно взятого воспитательного мероприятия;

- выбранные методы и формы проекта необходимы для выполнения поставленных задач;

- при подаче конкурсного материала необходимо проявить творческий подход, оригинальность и креативность, продемонстрировать активную профессиональную позицию педагога в условиях инновационной деятельности;

- обеспечение баланса проекта через логически выстроенную цепочку: актуализация проблемы, определение цели, постановка задач, выбор содержания, четко сформулированные результаты, социальный эффект.

Приложение