Год науки и технологий

Полезные каникулы

Опрос

Система дополнительного образования детей востребована, потому что…

Партнеры

Поиск

Официальное лицо

berg3  
А.А. Пахомов, министр образования Оренбургской области

Образовательные ресурсы

Наши сайты

telefon_doveriya.jpg

Портал госуслуг


Изучение социальных ценностей: психологический аспект. (мнение специалистов)

Манина Валерия Алексеевна,
кандидат психологических наук, доцент ФГБОУ ВО «Оренбургский ГАУ»

Говоря о новом поколении, о его ценностях и целях, смыслах и настроениях, пристрастиях и тревогах, нельзя прежде всего не задуматься: какова сегодня молодёжь? В какой мере можно говорить о ней как о целом? Что её волнует, как устроены её жизнь и мировосприятие?

Представителям социальных наук часто приходится отвечать на вопросы о том, чем нынешняя молодежь отличается от старших поколений, каковы ее социальные установки и модели поведения. Как правило, в подобных вопросах заложена гипотеза о «поколенческом разрыве», который указывает на существование принципиальных различий в восприятии окружающей действительности и ценностях поколенческих групп. Но если говорить о массовых поколениях в России, то результаты исследований указывают в большей степени на сходства, нежели различия в сфере ценностей и социальной памяти.

Особенности

– Прежде всего это поколение интернета. Там они черпают информацию, там реализуют свои мечты и амбиции, там находят самореализацию и даже часто зарабатывают себе деньги.

Это запрос на более разнообразные информационные источники и на возможность активного потребления.

Структура доверия у молодых поколений также меняется. Они доверяют социальным сетям практически так же, как телевизору (32% против 41%), в то время как у «перестроечных» это соотношение составляет 19% против 47%, а у представителей старшего поколения— 5% против 58%. 

– Молодежи гораздо важнее качество жизни, её представители не жили при дефиците, поэтому коллективистскую установку «жить как все» они в массе своей не разделяют. На вопрос социологов о том, что для вас значит «жить нормально», каждый второй (56%) 18–27-летний респондент поддерживает мнение, согласно которому это означает«жить лучше большинства окружающих», в то время как их родители из поколения «застоя» придерживаются уравнительной установки, воспроизводящейся с советских времён, — «это жить примерно так же, как большинство окружающих» (53%).

Представители молодого поколения чаще отмечают в рамках исследований о качестве жизни, что денег должно хватать на образование и дополнительное обучение (что в обыденной жизни демонстрирует популярность различных онлайн-курсов), покупку квартиры, дачи, дома или автомобиля, отдых и путешествия за пределами своего места жительства, то есть они демонстрируют важность мобильности и свободного передвижения.

– Это поколение нишевой культуры, групп по интересам. Кто-то ориентирован на зарабатывание денег и карьеру, кто-то озабочен экологией, кто-то реализует себя в волонтёрстве и благотворительности. Это поколение гораздо менее монолитно, чем все прежние.

– В целом они заметно более независимы, у них нет общей поколенческой стратегии, общих идеалов и заблуждений. Поэтому прежние методы консолидации, мобилизации, социальной активности применительно к ним гораздо менее эффективны — они воспринимают всё это, как «шум ветра над головой».

Проблемы

– Например, общим местом является атрибутирование новому поколению большей, по сравнению с предшественниками, меркантильности. Действительно, по многим опросам видно, что при выборе работы, профессии или ВУЗа одним из критериев оказывается потенциальный доход, который может обеспечить этот выбор. А вот «мы», якобы, выбирали по идеалистическим мотивам — интерес, творчество и прочее. Но ведь в условное «наше время» и различий-то в ожидаемой зарплате почти не было, а те сферы, в которых можно было заработать больше — теневой бизнес, например, или торговля, — были и опасными, и маргинальными, непрестижными.

– Или большая экспрессивность, готовность высказывать своё мнение и оценки, в том числе и по вопросам, в которых данный молодой человек вообще ничего не понимает. Но такая склонность у молодых людей была и будет всегда, мы все тоже через этот период прошли. Что действительно отличает сегодняшнюю молодёжь от предыдущих поколений, — это возможность таких высказываний: техническая (через социальные сети). Кроме того, именно такое поведение часто является одобряемым, социально желательным. Но это всё, как и в предыдущих примерах, различия среды, а не людей.

– Действительно серьёзным, имеющим шанс повлиять на людей нового поколения мне кажется одно изменение социума — распространение Интернета и социальных сетей. Они позволяют не просто выходить (частично, но всё же) из географической изоляции, но и формировать свой, удобный круг виртуального общения, преодолевать чувство одиночества, создавать мир «под себя». Тут открываются огромные возможности для повышения психологического комфорта, но и опасность формирования абсолютно иллюзорной картины мира, в котором ты и такие, как ты, в большинстве.

Ученые сходятся во мнении, что представителей поколения должна объединять не столько близкая дата рождения (в демографии это называется «возрастная когорта»), сколько «дух поколения» – особое восприятие, ценностное мировоззрение, определяющие установки и поведение людей. У каждого поколения должно быть свое центральное событие (события), согласно которому оно маркируется окружающими.

По результатам общероссийских исследований «Левада-центра» для представителей всех возрастных когорт эти события сконцентрированы вокруг одного символического поля: победы в Великой Отечественной войне, полета Гагарина в космос и распада СССР.

Несмотря на это ныне возрастает необходимость привития позитивного интереса современной молодежи к историческому прошлому России, к событиям, когда проявленные наиболее наглядно патриотизм и гражданственность народа определили успех. Таким событием нашей истории является, бесспорно, самое знаменательное — Победа советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. против фашизма.

Основной целью образования является формирование профессионально и социально компетентной свободной личности, способной к самоопределению и творчеству, стремящейся к созиданию, обладающей развитым чувством ответственности в условиях стремительно меняющегося мира.

В связи с этим российскому образованию нужен не просто специалист-предметник, а такая личность, которая будет способна ввести молодого человека в мир культуры, научить его думать, чувствовать, видеть и адаптироваться к жизни. Это должен быть не только учитель, но и образец для подражания и поэтому сегодня каждый преподаватель обязан совершенствовать учебный процесс, повышать заинтересованность и успеваемость обучающихся [2, с. 49–54].

Основное средство формирования патриотических ценностей — социально-ориентированная направленность коллективных творческих дел. Эта деятельность содержит такие формы работы, как возложение венков к памятникам и обелискам, смотр строя и песни, военно-спортивные игры, акции милосердия и т.д. Взаимодействие учащихся с такими социальными объектами, как общество, люди, Родина, культура, природа непосредственно вовлекает учащихся в патриотическую сферу деятельности.

Концепция системы формирования патриотических ценностей имеет следующие характеристики:

Патриотическое воспитание – это система упорядоченных образов, смыслов и интерпретаций, в рамках воспитательно-образовательного процесса. Под патриотическими смыслами понимают основу личностного восприятия и осмысления каждым воспитанником современных и исторических явлений, его отношению к ним.

Патриотическое воспитание в системе воспитания детей представляет собой социокультурные образцы и действия (модели), имеющие определенные формы и воспринимаемые детьми как норма.

Система патриотического воспитания воспринимается с двух разных сторон. Первая сторона – это люди (дети, коллектив, общество и т.д.), представляющие собой объекты государства. С другой стороны – это идеалы, образы, традиции и т.д., то есть одна из сторон объекта патриотизма, отражающая его сущность – предмет патриотического воспитания.

Комплекс различных форм, используемых при организации и проведении патриотической работы, как составляющей формирование патриотических ценностей, можно дифференцировать на три группы.

Формы первой группы носят общепатриотический характер. Образовательные учреждения, осуществляя учебный процесс, используют эти формы в виде учебных занятий по различным учебным дисциплинам, на секциях, кружках, курсах, в учебных центрах и на специализированных факультетах — это «круглые столы», беседы, вечера вопросов и ответов, утренники, встречи с военнослужащими, ветеранами и т.д.

Характеристики второй группы имеют в большей степени военную и военно-прикладную направленность. Проводимые преимущественно в виде различных игр, практических занятий и работ, такие формы включают ознакомление юношей с особенностями военной службы и быта военнослужащих, с деятельностью различных войск.

Наиболее перспективные формы патриотической работы образуют третью группу, в которую можно включить такие формы, как разнонаправленные патриотические объединения, учебные сборы и профильные военно-спортивные оздоровительные лагеря.

При интеграции различных форм патриотической работы происходит объединение теоретических и практико-прикладных компонентов процесса формирования патриотических ценностей, его специфических задач с общеразвивающей направленностью. Все это нельзя осуществить без грамотной психосоциальной работы.

Говоря о Принципах патриотической работы с молодежью можно выделить следующие основные:

– принцип системно-организованного подхода;

который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по формированию патриотических ценностей граждан Российской Федерации;

– необходимости и достаточности;

– неприемлемость формирования «враждебной картины мира»;

– принцип учета региональных условий.


Итак, можно выделить следующие направления психологической поддержки процесса формирования патриотических ценностей молодежи могут быть классифицированы в соответствии с видами психологической помощи:

  • Диагностическое направление
  • Коррекционное направление
  • Психопрофилактическое направление

1. Диагностическое направление

– Методика Рокича Ценностные ориентации. (Тест Милтона Рокича. / Исследование ценностных ориентаций М. Рокича. / Опросник ценности по Рокичу) позволяет исследовать направленность личности и определить ее отношение к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, восприятие мира, ключевые мотивы поступков, основу "философии жизни".

– «Ценности патриотической ориентации личности» автор И.Д. Лушников

- Семантический дифференциал - менее распространенная методика, более стандартизиована и надежна, при ее применение достаточно удачно было в ряде регионов России, в частности это подтверждают результаты исследований МГУ.

2. Коррекционное направление включает в себя создание комплекса психолого-педагогических мероприятий в форме тренингов, ориентированных на подростков и юношей разных возрастных групп с учетом их индивидуально-психологических особенностей; проведение тематических семинаров. Для психологов здесь прежде всего актуальна работа с коррекцией негативных ценностей молодежи, посредством развития у них патриотизма.

3. Психопрофилактическое направление включает в себя введение в учебный процесс специализированных элективных курсов, направленных на формирование патриотизма в юношеском возрасте. Различные военно-патриотические игры, походы в музей и т д.

В соответствии с требованиями времени для подготовки высококвалифицированных специалистов задача образовательных учреждений заключается в обеспечении необходимых условий для реализации разносторонних возможностей обучающихся и развития их творческих способностей. В данном контексте формирования патриотических ценностей молодежи приобретает неподдельный интерес. Ведь перспектива развития общества и государства напрямую зависит от того, какие ценностные ориентации и убеждения будут сформированы у обучающейся в вузе молодежи. И в данном случае, добиться необходимых результатов возможно лишь при разработке и использовании современных методов и форм внеурочной воспитательной деятельности, а также на основе применения новейших социально-педагогических технологий.

Скачать презентацию