Виртуальная экскурсия

vd

Опрос

Система дополнительного образования детей востребована, потому что…

Партнеры

Поиск

Официальное лицо

berg3

Своими успехами и достижениями мы во многом обязаны педагогам.

Ю.А. Берг, губернатор, председатель Правительства Оренбургской области
telefon_doveriya.jpg

Образовательные ресурсы

Наши сайты

Портал госуслуг


Интеграция науки и практики в реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»

ГУДОД «Областной Дворец творчества детей и молодежи им.  В. П. Поляничко», Россия, Оренбург

Реализация стратегических планов невозможна без перемен в обществе. Укрепление политической системы и правовых институтов, внутренняя и внешняя безопасность государства, социальная стабильность, современная культура и современное образование – это составляющие общего успеха.

Поэтому сегодня мы все чаще задумываемся над тем, как обстоит дело с творческим потенциалом России, с воспитанием молодого поколения, как построено образование, каковы ценностные установки и в каком направлении необходимо развиваться.

В связи с этим, усилилось внимание государства, бизнеса и общества в целом к учреждениям, удовлетворяющим образовательные потребности, нереализуемые в других учебных заведениях. Изменились целевые приоритеты отечественной системы образования, четко обозначена востребованность  в  появлении  образовательных учреждений нового типа.

По словам Президента РФ Д.А. Медведева, именно учреждения дополнительного образования детей, в силу своей уникальности, способны не только раскрыть личностный потенциал любого ребёнка, но и подготовить его к условиям жизни в высококонкурентной среде, развить умения бороться за себя и реализовывать свои идеи.

В этом заключалась и главная идея принятой не так давно в России концепции национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». В обсуждении приняли участие сотни тысяч учителей, родителей, воспитанников, представителей общественности.

Для учреждений нашей системы идеи проекта национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» стали, в какой-то степени, определяющими и способствовали постановке приоритетных задач, а именно:повышение  инвестиционной  привлекательности  системы, ее открытости  и  доступности для  родителей  и  общественности;  обеспечение прозрачности  финансовых  потоковрасширение спектра образовательных услуг, повышение   их качества; активное внедрение информационно-коммуникационных технологий.

Хотелось бы остановится на некоторых цифрах.

Систему дополнительного образования детей Оренбургской области сегодня представляют 122 однопрофильных и многопрофильных учреждения.

Около 16 тысяч детских и юношеских объединений посещают более 218 тысяч воспитанников, 62 детских творческих коллектива имеют звание «Образцовый».

Основной контингент воспитанников – 40% от общего числа – это подростки 10-14 лет – завтрашние выпускники и студенты, которые, буквально через несколько лет освоят незнакомые нам сегодня технологии нового поколения.

Инициатива «Наша новая школа» подчеркивает мысль о необходимости освоения компетентностейв сфере самостоятельной, познавательной и проектно - исследовательской деятельности.

Соглашаясь с ключевыми позициями национального проекта, коллектив областного Дворца творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко (далее ОДТДМ) выдвигает идею о том, что становление системы дополнительного образования нового поколения должно строиться на принципе интеграции учреждений дополнительного образования детей с высшей школой.

Решение обозначенных задач возможно только при активном использовании научных подходов к моделированию обозначенных процессов, что обусловило на практике необходимость разработки и внедрения структурно-организационной модели образовательной деятельности Дворца.

Цель разработанной модели заключается в формировании высококомпетентной личности через раскрытие индивидуальности, восхождение к творчеству, освоение культуры, воспитание духовности, гражданственности, способной к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Достижению поставленной цели способствовало решение стратегических задач:оптимизация педагогического управления ОДТДМ на основе маркетинговых технологий (исследования, стратегия, коммуникации);информатизация образовательного и управленческого процессов ОДТДМ; разработка и обновление содержания дополнительного образования детей, его программного, научно-методического обеспечения;повышение профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников; развитие социального партнерства ОДТДМ с учреждениями различного типа на уровне  региона и России; совершенствование механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи, в том числе воспитанников с ограниченными возможностями жизнедеятельности, находящихся в трудной жизненной ситуации, развитие их адаптационных возможностей.

Эффективность реализации модели обеспечивается рядом мероприятий нормативно-правового, кадрового, научного и программно-методического, материального и информационно-технического, организационно-массового характера.

Первое. В тесном сотрудничестве с министерством  образования  Оренбургской области,  с привлечением  ученых  вузов  ведется  обновление нормативно-правовой базы, способной поддержать эффективность инновационных  процессов  в региональной  системе  дополнительного  образования детей.

Наряду с нормативно-правовыми документами федерального значения, разработан и принят ряд региональных документов, регулирующих деятельность учреждений дополнительного образования детей на территории Оренбуржья:

- Концепция модернизации системы дополнительного образования детей Оренбургской области до 2010 года;

- региональная концепция «Воспитание оренбуржца XXI века»;

- Положение о базовом (опорном) образовательном учреждении дополнительного образования детей;

- Положение об областном Совете директоров учреждений дополнительного образования детей.

С 2009 года на основании Указа губернатора Оренбургской области ежегодно проходит конкурсный отбор лучших муниципальных учреждений дополнительного образования детей, активно внедряющих инновационные образовательные программы, по итогам которого 5 учреждений удостоены гранта губернатора Оренбургской области в размере 100 тысяч рублей.

При поддержке министерства  образования и Законодательного собрания Оренбургской области ведется работа по дальнейшему продвижению проекта Закона Оренбургской области о дополнительном образовании детей.

Второе.Новая школа требует и нового педагога. Поэтому одно из ключевых направлений – развитие педагогического потенциала, в том числе переход к новым моделям повышения квалификации, дающим возможность пройти полноценное обучение, не отрываясь от учебного процесса.

Если вновь обратиться к цифрам, то показатели кадрового потенциала УДОД Оренбуржья относительно стабильны: около 11 тысяч педагогических работников, из них с высшем образованием – 59%, 1% имеют ученое звание.

Третье.Выстроенная на основе информационных технологий, модель воплощает собой результат успешного многолетнего сотрудничества между кафедрой педагогики дополнительного образования ОГПУ и Дворцом.

За последние 15 лет проведено 26 научных исследований, апробацию прошли десятки воспита­тельных идей и технологий, разработаны программно-методические комплексы, исследованы правовые, кадровые, организационно-управленческие, информационные аспекты.

Результаты научных исследований нашли отражение в ряде инновационных технологий: воспитания гражданской активности, эстетического воспитания на основе синтеза искусств, формирования социально-трудовой компетентности и др. Сформировано целостное научное представление о системе дополнительного образования детей области, ведущих тенденциях ее развития.

Большое  место  в  представленной  модели  занимают технические новинки. Ведь «Наша новая школа» говорит о том, что информационно-коммуникационные технологии следует рассматривать как важнейший аспект оптимизации управлениясовременным учреждением, дающий возможность каждому субъекту полноценно участвовать в этом процессе.

Подтверждением этому стал Российский образовательный форум - 2010 в  г. Москве, который широко продемонстрировал результаты реализации приоритетного национального проекта «Образование» на всех направлениях и уровнях отечественного образования, инновационных образовательных технологий, а также современных методов педагогики и моделей управления образовательными учреждениями.

Представленная делегацией Дворца модель, включающая в себя, наряду с научным обоснованием,интерактивные презентации локальных и сетевых ресурсов Дворца, а также современные системы видеонаблюдения, по итогам была удостоена диплома лауреата и приза «Жемчужина российского образования».

Четвертое. Вопросы внедрения дистанционных форм во все аспекты деятельности УДОД  сегодня обозначены как приоритет.

По словам министра образования РФ  Андрея Фурсенко, данный подход будет способствовать активизации поиска и поддержки талантливых ребят,открытию очно-заочных и дистанционных  школ для одаренных детей, а также укреплению взаимодействия школ и учреждений дополнительного образования в проведении многопредметных олимпиад и других соревнований. Примером эффективного сотрудничества школ и УДОД может служить созданный в ОДТДМ Центр развития интеллектуально одаренных детей и подростков. Только за последний учебный год проведены:

  • областная многопредметная дистанционная  олимпиада «Поколение XXI века» с охватом более 39 тысяч  учащихся из 35  городов и районов области за последний учебный год;
  • областной дистанционный конкурс «Имею право» (по праву и обществознанию) с охватом 3083 учащихся из 29  городов и районов области.

Также действуют очно-заочные школы «Будущий юрист», «Дар»  и «Формула творчества», активным партнером которых является Губернаторский многопрофильный лицей-интернат для одарённых детей Оренбуржья.

Это то, что касается образовательной деятельности.

Пятое.По словам Президента РФ, система дополнительного образования детей, в силу своей уникальности, способна не только раскрыть личностный потенциал любого ребёнка, но и подготовить его к условиям жизни в высококонкурентной среде, развить умения бороться за себя и реализовывать свои идеи.

Дмитрий Анатольевич акцентируетвнимание на том, что пришла пора не ждать, пока дети придут и захотят учиться, а извлекать их, и делать это в системе.

В решении данной задачи Дворец занимает приоритетную позицию в регионе. Ежегодно проводится более 90 массовых мероприятий для детей и молодежи области с охватом около 200 тысяч человек.

За 2010 год более 700 воспитанников УДОД областиучаствовали в мероприятиях российского и международного уровней,  из них почти 500 стали победителями и призерами.

За период с 2007 по 2010 годы 15 воспитанников Дворца удостоены президентской премии для поддержки талантливой молодежи в рамках национального проекта «Образование».

Шестое. Позиция «Новой школы» такова, что современные образовательные учреждения должны сегодня стать центром образования и занятия творчеством. Возможности материально-технической базы учреждений должны отвечать новым требованиям времени, способствуя тем самым повышению спроса основных потребителей образовательных услуг.

Анализ собственной материально-технической базы показал процессы роста и совершенствования областного Дворца.

 

Общая площадь Дворца – 5726,4 кв.м, в том числе площадь учебных кабинетов – 2120,2 кв. м. Помещение оборудовано мини-АТС с возможностью подключения до 150 абонентов, радио, кабельным телевидением, беспроводным Интернетом, единой локальной сетью и внутренними локальными сетями, электронной почтой, камерами наружного видеонаблюдения, охранной и пожарной сигнализацией.

С  2008 года во Дворце внедрен Электронный документооборот CompanyMedia на платформе Lotus Domino, активно используются возможности  интранета  «День  за  днем»  и  др.  Работают  электронное  табло «Бегущая  строка»,  терминал,  обслуживающий   виртуальный  музей  им. В.П. Поляничко, телефон доверия.

В главном фойе здания действуют две плазменные информационные панели, на которых размещается справочная и презентационная информация ОДТДМ об образовательных услугах отделов, истории становления и развития Дворца, оперативная видеоинформация для родителей и воспитанников.

Во Дворце имеется актовый и лекционный залы, типография, специализированные помещения: 3 компьютерных класса, телерадиостудия, студия звукозаписи, швейная мастерская, 3 балетных класса.

Кабинеты оснащены техническими средствами обучения: множительной техникой, телевизорами, видеомагнитофонами, мультимедийными проекторами, компьютерами, интерактивными  досками. Имеется библиотека, где общее количество литературы составляет 40530 экземпляров, из них 2634 – методическая литература.

Созданный механизм совершенствования и развития материально-технической базы структурных подразделений областного Дворца (13 отделов) позволяет непрерывно повышать качество управленческих решений и образовательного процесса, уровень профессиональной компетентности педагогических кадров.

Высшей оценкой работы педагогического коллектива являются две международные награды, признанные высокими профессионалами индустрии, бизнеса, торговли мирового масштаба:

  • Международный знак качества «Золотая звезда». (апрель, Женева, 2005 г.)
  • Международный приз «Корона качества» (категория платина) в номинации «Лидерство. Инновации. Эффективност» (Лондон, 2010 г.)

Результаты полученные в ходе реализации структурно-организационной модели образовательной деятельности областного Дворца творчества детей и молодежи им. В. П. Поляничко позволяют сегодня выделить ряд показателей эффективности:

  1. Нормативно-правовая база учреждения дополнительного образования детей регулируется муниципальными и региональными органами власти. Выявлена тенденция к расширению сфер влияния, единению руководящих и педагогических кадров, формированию единой корпоративной культуры.
  2. Реализованы системный, комплексный, интегративныйподходы организации образовательной деятельности. Сформировано качественно-новое образовательно-воспитательное пространство, характеризующееся: ростом профессиональной компетентности, научной и методологической культуры педагогических работников; обновлением программно-методическогообеспечения, включением в систему педагогического мониторинга; ростом социальной активности и конкурентоспособности педагогических кадров на рынке образовательных услуг.
  3. Материально-техническая база учреждения соответствует современным требованиям организации образовательного процесса. Внедрены информационно-коммуникационные технологии (дистанционное обучение; электронные учебники и учебные пособия, система проведения дистанционных конкурсов и многопредметных олимпиад и др.).
  4. Основными факторами рыночной устойчивости и внутренней эффективности функционирования учреждения признаны: мотивация и профессионализм педколлектива, динамичная и гибкая организационная структура управления,стабильная материальная и финансовая база.

Все мероприятия государственного масштаба являются продолжением или развитием различных направлений приоритетного национального проекта «Образование». В связи с чем, считаю очень важным в современных условиях сохранить  ресурс и бренд нашей системы, потому что он даёт возможность двигаться более эффективно в любом направлении.

Мы постарались сегодня обозначить на наш взгляд, наиболее важные результаты нашей деятельности и перспективы дальнейшего развития дополнительного образования в Оренбуржье,  направленные на реализацию федеральных инициатив последующих лет.