Отличница Школы взаимной человечностиГазета «Оренбургская неделя» /№43/ 19 октября 2011
Виктории 23. Хотя в идеале должно быть меньше. Дело в том, что она родилась недоношенной, пятимесячной. Еще примерно столько же девочка провела под «колпаком». А иначе неокрепший организм просто не выдержал бы. Доктора сконцентрировались на том, чтобы сохранить жизнь малышке, и проглядели, что суставы на ножках развиваются неправильно. Уже потом заговорили о возможной родовой травме. Но отклонение заметили слишком поздно. В общем, Вика – инвалид. У нее детский церебральный паралич. Детский. Но с ним Виктории нужно пройти через всю жизнь. Бывает по-всякому, признается она: - Даже если есть какие-то трудности, они только оттеняют то хорошее, что есть. А хорошего всегда больше. К тому же многое зависит от того, что ты несешь в мир, недаром есть такое стихотворение: «Я улыбаюсь, и мне улыбаются, всюду веселые лица встречаются», Все, что ты отдаешь в мир, к тебе возвращается. Все преодолевается настроением, терпением и оптимизмом. Это главные помощники. Это с детства Виктории внушала бабушка Мария Николаевна, тоже инвалид с малых лет. Мама Тамара Александровна много работала: пробивной характер дочки, героизм – это от нее. Мама добилась, чтобы Вика училась в обычной школе. Хотя доктора и педагоги настаивали исключительно на домашнем обучении. Но Виктории хотелось получить гораздо больше, чем дают учителя на дому. И мама, сама учитель поддержала дочь. В младших классах проблем с одноклассниками не было. Во-первых, не рисковали задирать «дочку учительницы», а во-вторых, даже малыши понимают, как выгодно водить дружбу с отличнице , улыбается Виктория. Мамино упорство вновь пригодилось, когда дочку пришлось устроить в ближайшую к дому школу. – Тридцатая всегда славилась качеством образования. Престижная и, как следствие, переполненная. В классах по три параллели, по три человека за партой. Брать туда не хотели категорически. Хотя мама приносила разные выписки, тетради, кипы грамот, - вспоминает Виктория. – После долгих переговоров взяли – на испытательный срок. Только на одну четверть. А потом должны были принять окончательное решение: оставить или отчислить. Девушка рассказывает об этом спокойно: – Я понимаю, какую ответственность не хотели брать на себя учителя. Были, конечно, и негативные моменты. Но это происходит с любым учеником. Не надо их пугаться: все проблемы решаемы – на то мы и люди. Но уже после первой недели директор школы Римма Борисовна Кандауровна призналась, что лучше бы выгнала всех двоечников, чем Викторию. Поступление в институт было чем-то самим собой разумеющимся. Хотя сама Виктория много раз зарекалась: куда угодно, только не в педагогический, но поступила именно туда, на факультет психологии. Специальность выбрала сама – учитель-олигофренопедагог: – Знала, куда иду, а не просто позарилась на красивое название. Довольно долго работала волонтером в Детском ордене милосердия Оренбургского областного Дворца творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко. Отучилась в очно-заочной Школе взаимного милосердия в Москве. Хотела работать с детьми, с тем и поступала в институт. С той же мыслью и училась. Практику проходила в школе №20 города Оренбурга для детей с нарушениями интеллектуального развития. Уставала сильно, но глаза горели: это мое! И дети – что мне в них нравится – очень ответная публика: они всегда чувствуют, когда ты врешь, когда что-то делаешь от чистого сердца. И когда ты видишь отдачу, это окупает все моральные и физические затраты. Их реакция – очень мощный ресурс: «и стоило жить, и работать стоило». Но работать было очень сложно, признает Виктория Валерьевна. Даже в старших классах все предметы преподает один педагог: и математику, и русский, и историю, и географию, и естествознание, и труд. К тому же двадцатаяя – это школа полного дня, где детей родители забирают только в шесть вечера. Так что совмещать работу с аспирантурой никак не получалось. Сейчас Виктория уже дописывает кандидатскую. А было время, хотела сбежать. И даже сбежала – сразу после выпуска, даже не получив диплома, - вместе с подругой в Туапсе. Там, у моря, уже появились перспективы с работой и жильем, но семья позвала, и Вика вернулась в Оренбург. А раз вернулась – пришлось поступать в аспирантуру. – Окружающие удивляются: вроде сама я ни к чему не стремлюсь, а все словно само собой получается, - улыбается Вика (она постоянно улыбается). – Любой положительный результат – это большой труд. Отличник не потому отличник, что ему это повелели. Оценки – это труд: чтобы что-то знать, надо этому учиться, чтобы что-то уметь, надо к этому стремиться. А по знаниям, по делам всегда воздастся. Если у меня что-то получается, значит, заслужила. Все получается само собой, потому что Виктория не строит планов: «Жизнь может так неожиданно измениться, что все задуманное станет просто неактуальным». Все пойдет свои чередом: в будущем году диссертация, потом дела семейные. Удастся ли совместить работу и семью? – Я всегда все пробую. Из увлечений за последний год – роспись бутылок, работа с вытражными красками (хотя художник я – от слова «худо»), вышиваю крестиком (не более 50 крестиков в день), модульное оригами. Везде по чуть-чуть. Все интересно, хочется объять необъятное, но времени не хватает. Попробую и это. Я вижу себя хранительницей домашнего очага. А работа… Из дома тоже нужно иногда уходить, такие перспективы обрисовала Виктория. Юлия Симонова
Вктория Никитина Философия радости Каждый день жизнь по капле уходит от нас, |